Студенты географического факультета МПГУ ежегодно проходят вожатскую практику в детских оздоровительных лагерях.
Залипаев Иван Андреевич – студента 4 курса, два года сотрудничает с ГАУК «МОСГОРТУР». В этом году Иван отправился в ДОЛ «Радуга» Одинцовского района, который находится под управлением ГАУК «МОСГОРТУР». В этом лагере проводятся инклюзивные смены для детей и подростков. Иван уже не первый год работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Иван, а какие формы ОВЗ встречаются у твоих подопечных?
У ребят встречаются разные категории ОВЗ. В основном, лёгкая или средняя тяжесть заболеваний. Однако, мы не можем раскрывать диагнозы детей, пусть это останется тайной.
Сколько смен ты отработал с детьми с ОВЗ?
Вожатым на инклюзивных сменах я отработал четыре раза, этим летом меня ждут ещё две смены.
Решение попробовать поработать на инклюзивной смене ты принял самостоятельно или по совету кого-то?
Да, сам. При трудоустройстве спрашивали, есть ли желание и возможность работать с такими детьми. Мне захотелось попробовать себя в этом – и мне понравилось.
Что самое сложное в твоей работе?
Для меня составляет сложность – продумывать и изготавливать декорации и костюмы к мероприятиям. Такие творческие задачи требуют затрат большого количества времени, и не всегда задуманное получается воплотить так, как хочется.
Было ли у тебя обучение по работе в инклюзивных сменах с детьми с особыми потребностями?
Да, обучение было. В процессе обучения в ВУЗе мы изучали дисциплину «Основы вожатской деятельности», а также лагерем был организован специализированный курс, подготовка по которому проходила в онлайн-режиме. Именно такое комплексное обучение помогло мне узнать больше информации о работе с детьми с ОВЗ. Я считаю, что это огромный плюс в моей будущей педагогической карьере.
Обычно после смены в лагере видно, как ребенок изменился: стал старше, самостоятельнее. Можно ли у детей с ОВЗ такую тенденцию обнаружить?
Дети с ОВЗ полностью зависят от своих воспитателей. Их особенности здоровья не позволяют им быстро меняться, но инклюзивные смены позволяют им социализироваться в иных, не совсем привычных, условиях.
Какие особенности работы ты можешь выделить при работе с детьми ОВЗ?
Работа с детьми с ОВЗ требует терпения, понимания и гибкости. При правильном подходе работа вожатого может привнести значительные положительные результаты в развитие этих ребят и их интеграцию в общество.
Каковы особенности образовательной программы лагеря для детей с особыми образовательными потребностями?
Программа для детей с ОВЗ кардинально отличается от традиционных программ дополнительного образования. Её разработка требует серьёзной вдумчивой работы. Стоит учитывать и то, что особенности у всех детей разные. Зачастую приходится делать несколько мероприятий или индивидуализировать мероприятие под каждого ребёнка.
Какие советы ты бы дал начинающему вожатому по работе с детьми с ОВЗ?
Не бояться их! Этим детям нужна любовь, опека и забота.
Работа с детьми с ограниченными возможностями в детском лагере имеет огромное значение для будущих педагогов. Детский лагерь может быть местом, где дети с ОВЗ могут чувствовать себя принятыми и понятыми, где они могут найти новых друзей и радоваться своему участию в различных активностях и мероприятиях. Работа в инклюзивной смене для вожатого – это отличная возможность «прокачать себя»! Это бесценный опыт сформировать профессиональные компетенции для работы с обучающимися в инклюзивной среде.
Новость подготовлена студентами 4 курса географического факультета
Беляковой Вероникой и Залипаевым Иваном.
Редакция Федерального координационного центра по подготовке
и сопровождению вожатских кадров.
Фото из архива автора.