Профессия учителя во все времена остается одной из самых важных для развития России. Ведь именно педагоги готовят будущее нашей страны, воспитывают в школьниках любовь к науке и творчеству. Спрос на профессию возрос неслучайно, ведь указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Такое решение приняли с целью признания высокого статуса педагогических работников. Оргкомитет Года педагога и наставника уже подготовил ряд интересных тематических мероприятий, направленных на повышение престижа профессии и привлечения молодежи в педагогику. Татьяна Петько – успешный наставник Школы вожатых «YO-Вожатый!» и студентка 3 курса Института филологии МПГУ рассказала нам о том, почему выбрала профессию педагога, как однажды пришла в вожатство и поделилась планами опытного наставника.
– Расскажи, почему ты решила стать педагогом? Что привлекло в профессии?
– Я задумывалась об этом с самого детства. Пока все мечтали стать балеринами и космонавтами, я уже хотела работать с детьми. Не поверите, но моя любимая игра в детстве – это игра в школу. Еще я очень любила нянчить соседских детей. Окончательно определиться с тем, каким именно педагогом стать, мне помогла моя учительница по русскому языку в 10-11 классе. Она заразила меня своей любовью к литературе.
– А как ты пришла в вожатство? Как стала наставником в Школе вожатых МПГУ?
– Ещё до поступления в наш вуз я решила, что летом обязательно поеду работать в лагерь, так как хотела попробовать себя в роли вожатого. Мне было интересно, каково это – не просто заниматься с детьми, а именно работать. Еще мне хотелось узнать свое отношение к педагогике – мое это или нет. Вдруг я отучусь на учителя, потрачу пять лет жизни и пойму, что не смогу работать по профессии. И твердо решила: если я справлюсь в лагере, где 24/7 почти месяц находишься с детьми, то в школе точно справлюсь. Перед началом обучения на первом курсе я начала искать информацию о том, как стать вожатым. Мне попалось объявление о наборе в школу вожатых МПГУ «YО-Вожатый!». Я зарегистрировалась и прошла обучение в 2020 году, но после сдачи экзаменов история со школой не закончилась, так как были различные мероприятия, конкурсы, в которых я, конечно же, принимала участие.
Мое самое любимое мероприятие за время обучения в школе вожатых – это «Вожатский квартирник». Причем и атмосфера подготовки к этому большому событию, и само мероприятие – это всё очень памятно, ценно и здорово. Еще запомнились репетиции к конкурсу «Мистер педагогический отряд», они нас очень сплотили.
Летом 2021 года я поехала в лагерь на свою первую смену. По возвращении я поняла, что мне не хватает нашего сводного студенческого педагогического отряда, а тут как раз объявили набор в кураторы. Так я и стала куратором и руководителем пресс-центра Школы вожатых «YO-Вожатый!». За это время прошло очень много мероприятий, выездов, конкурсов, и я поняла, что уже не представляю жизни без своего педагогического отряда. Поэтому, когда в этом году мне предложили остаться в школе «YO-Вожатый!» и стать наставником кураторов, я сразу согласилась.
– Здорово, что ты нашла свою нишу и свою дружную команду. Как вожатство помогает быть хорошим учителем?
– В нашем вузе часто можно услышать фразу: «Хороший вожатый – отличный учитель!». Это девиз проекта МПГУ «Всероссийская школа вожатых». Я считаю, что вожатый – это педагог. Сейчас мы со специалистами Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров реализуем образовательную программу для школьников и учим их азам вожатской работы. Это помогает Yo-вожатым получить хороший опыт работы со школьниками, научиться управлять вниманием детей, на практике применить знания по педагогике и психологии, не бояться публичных выступлений и большого количества детей.
– Кто такой наставник, на твой взгляд?
– Для начала нужно разобраться, кто такой вожатый. Это старший товарищ, который вроде и наравне с детьми, но всегда чуть впереди. Вожатый всегда должен помнить, что он ведет за собой ребят, несет ответственность за их жизнь и здоровье. Если об этом забыть, то можно уйти в панибратство и потерять контроль над ситуацией. Обычно вожатыми работают достаточно молодые люди, которые совсем недавно сами были детьми, вследствие чего воспоминания о детстве довольно свежие, вожатые помнят свои переживания и чувства, и им не составляет труда поддерживать детей, делиться знаниями и опытом, давать советы как поступить в той или иной ситуации. Вожатый воспитывает ребят своим личным примером, поэтому и сам должен придерживаться правил, которые предъявляет к детям.
Наставник в моем понимании – это старший друг, который учит на своем примере, даёт советы, передает опыт, но не читает нотации (улыбается).
– Без каких качеств нельзя стать хорошим вожатым?
– Без ответственности, пунктуальности, эмпатии, без умения работать в команде и умения учиться. Остальное легко наверстать. В лагере очень жесткие тайминги и нельзя опаздывать, потому что среди твоих подопечных 30 детей и день расписан поминутно. Ну и, конечно, куда без эмпатии. Ты должен понимать, что чувствуют дети и твой напарник, чтобы помочь им и при этом не ранить ещё больше. Нужно уметь прислушиваться к коллегам, делить обязанности. Важно быть способным быстро адаптироваться к работе в тех или иных условиях, так как у каждого лагеря своя специфика.
– А у тебя самой есть наставники – люди, которыми ты восхищаешься и на которых хочешь равняться в своей профессиональной деятельности?
– Моим идейным наставником в вожатстве является руководитель Школы вожатых “YO-Вожатый!” Оксана Викторовна Иванова. Это первый человек, который заразил меня любовью к этому движению и очень много в меня вложил, многому научил. Я восхищаюсь экс-командиром ССПО «YO-Вожатый!» Валерией Николаевной Чеглаковой, она умеет конструктивно и очень мягко направлять, даёт полезные советы, всегда на позитиве, умеет поддержать, очень дипломатична.
Также я восхищаюсь своими школьными учителями: Татьяной Федоровной Фетисовой, учительницей русского языка и литературы. Она очень харизматичная, справедливая, ее уроки всегда были очень познавательными и интересными, мы ходили на них с радостью. Помню случай, когда она танцевала перед доской, чтобы мы запомнили правило. Мы действительно запомнили на всю жизнь!
А моя классная руководительница Екатерина Андреевна Матросова всегда защищала нас перед другими учителями, научила критически мыслить, отстаивать свое мнение. Она всегда поддерживала наши начинания, успокаивала после ЕГЭ.
Я благодарна всем этим людям, каждый из них чему-то меня научил, вдохновил, и на каждого из них я равняюсь и хочу стать хоть немного похожей.
– Мне кажется, что с твоим рвением и уже немалым опытом, ты все ближе к своей цели. Но ведь работа учителя – тернистый путь. Что, по твоему мнению, является самым сложным в профессии вожатого и педагога?
– На первом месте по сложности для меня – это работа с детьми с особенностями развития, на втором месте – работа с родителями. Все родители разные, и для каждого их ребенок – самый лучший. Очень сложно работать, когда ценности лагеря, твои личные ценности расходятся с ценностями родителей ребенка.
В лагере была ситуация, когда ребенок начал задыхаться посреди ночи. Все дети уже спали, а мы дежурили в коридоре. У маленьких детей есть такая особенность, что иногда ночью они боятся позвать вожатых или не хотят их лишний раз тревожить. Задыхавшийся ребенок и его соседи нас не позвали. Но мы услышали, позвонили медикам, взяли ребенка и отвели к врачам. Родители ребенка не посчитали нужным сообщить нам, лагерю, что ребенок астматик. Все закончилось хорошо, но мы очень испугались.
– Как ты считаешь, педагогические профессии пользуются популярностью среди молодежи?
– В настоящее время, думаю, да. Многие мои одноклассники пошли учиться на педагогов. На последней встрече одноклассников мы даже шутили, что нам уже можно открывать свою школу. На мой взгляд, все же стоит популяризировать это профессию еще больше и поднимать ее престиж, чтобы она стала пользоваться уважением, и люди начали понимать, что это – непростая и кропотливая работа, перестали обесценивать труд учителя в воспитании ребенка, и не относились к образованию, как к сфере услуг. Это поможет снизить количество конфликтов «учитель – родитель», «учитель – ученик», если люди начнут уважать и ценить профессию педагога. Учителя вкладывают в детей частичку себя, свои знания, воспитывают, посвящают этому всю свою жизнь. Это должно цениться.
– Думаю, в Год педагога и наставника общими усилиями мы сможем приблизиться к этому. Какие тематические мероприятия, на твой взгляд, можно было бы провести в рамках профессионального года?
– Я думаю, было бы интересно провести межрегиональное мероприятие по обмену опытом между вожатыми разных педагогических отрядов. Также можно было бы провести встречу с заслуженными учителями, на которой они бы поделились опытом своей деятельности со студентами педагогических вузов. Это бы позволило студентам избежать множества ошибок, которые совершали их коллеги, будучи молодыми специалистами.
– Звучит здорово, отличный план! Я бы сама с удовольствием посетила такое мероприятие. А что насчет тебя? Есть планы на 2023 года, как наставника?
– В отряде мы считаем года сезонами. Сейчас у нас идёт тринадцатый сезон (с октября 2022 по октябрь 2023), в течение этого года я буду наставником кураторов нашей школы вожатых. Я также планирую пройти программу переквалификации и получить профессию «Педагог дополнительного образования», принять участие в организации Ярмарки вакансий лагерей «Я выбираю лето!», Вожатского вечера, в слете педагогических отрядов, и, конечно, принять участие в Лиге вожатых. На этом мой список не заканчивается – возможно, будут еще какие-то интересные мероприятия и события. Ну и конечно, планирую поехать летом работать в лагерь.
– Так, может быть, мы еще увидимся на каком-нибудь слете? До новых встреч!
В рамках практики в ФКЦ беседовала
магистрантка 1 курса ИЖКМ МПГУ Анастасия Ильина
(кафедра медиаобразования ИЖКМ)
Редактор текста: Кристина Романова
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров