Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«И вожатый, и педагог — это наставники и вдохновители»

Новости МПГУ

Дыхание Чёрного моря, солнечные каникулы и звонкий смех, — всё это про легендарный «Артек», который в этом году отмечает свой вековой юбилей! О том, почему сердце вожатого навсегда остаётся в этом уникальном центре, а также о бесценном опыте, который можно приобрести в общении с детьми, рассказала Татьяна Салахова, студентка 3 курса Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

– Сколько раз ты уже была в «Артеке»?

– Я не посещала Артек, когда была ребёнком, поэтому на свою первую смену отправилась уже в качестве вожатой. Сейчас идёт моя вторая смена. Когда впервые приехала в Артек,  не знала ни местность, ни традиции, ни артековские песни. Это предоставило некоторые трудности, но при этом вызвало море удивительных, даже детских эмоций.

 

– Как ты попала в «Артек»? Какая история этому предшествовала?

– В середине 3-го курса я искала место для прохождения практики и изначально подбирала какой-нибудь городской лагерь, но однажды моя сестра Аня спросила меня: «А почему ты не подашь заявку в «Артек?». И тогда я решила попробовать это сделать. Обратилась к своему руководителю практики Лидии Васильевне Козиловой, которая поддержала меня и направила к Елене Александровне Бирюковой, начальнику Отдела качества образования, которая занимается вопросами прохождения практики.

 

– Помнишь ли ты свои первые впечатления, когда познакомилась с этим легендарным центром?

– Первые впечатления были смешанные. С одной стороны, меня завораживала красота природы на территории Артека: высокие кипарисы, горы и бескрайнее море. Но, с другой стороны, был страх не справиться с ответственностью, которая меня ожидала.

 

– Какие удивительные открытия ты сделала для себя в «Артеке»?

– Артек показал мне, что я могу быть сильной и способна справляться с любыми трудностями и задачами. Хотя, конечно, не без большой поддержки моих близких, напарников и даже ребят в отряде. Ещё одним открытием для меня стали дети, которые приезжают в этот лагерь: они действительно лучшие, безумно талантливые и открытые. Это меня поразило и стало причиной, по которой, приехав домой, мне хотелось скорее вернуться обратно.

 

– Какое событие стало самым запоминающимся в «Артеке»?

– Самым впечатляющим моментом, пожалуй, стало первое выступление вожатых на линейке, которому предшествовали многочисленные ночные репетиции. Также особенно запомнилась последняя массовка, то есть общеартековская дискотека, на которой, танцуя, мысленно уже прощаешься с детьми. Тогда ты понимаешь, какие сильные эмоции они в тебе вызывают и какие крутые воспоминания с ними у тебя останутся.

 

– Что из обучения в МПГУ пригодилось тебе во время работы вожатой в «Артеке»?

– Мне пригодилось многое из того, что мы изучали в университете. В первую очередь, дисциплина «Основы вожатской деятельности», педагогика и психология. Также необходимы организаторские и коммуникативные навыки. Хотя в работе с детьми никогда не угадаешь, какие ещё знания тебе понадобятся.
Отдельно стоит отметить дополнительный курс вожатых, который предоставляет нам университет. На нём я посмотрела много полезных обучающих видео о том, как вести себя в конкретной педагогической ситуации, что потом не раз применяла на практике.

 

– Что общего, на твой взгляд, между вожатым и педагогом? Можно ли сказать, что хороший вожатый — это хороший учитель?

– Думаю, да. И вожатый, и педагог — это наставники и вдохновители, те, кто всегда рядом. Они не только дают знания, но и учат жизни. Хороший вожатый умеет найти подход, поддержать, создать ситуацию успеха, — всё это делает его ближе к образу настоящего учителя.

 

– Какие навыки, приобретённые в «Артеке», ты используешь в своей профессиональной деятельности?

– Безусловно «Артек» развил во мне организаторские навыки: я научилась планировать день, проводить мероприятия и распределять роли. Также развила умение быстро реагировать на изменения и работать в команде. Всё это помогает мне и в учёбе, и в профессиональной деятельности при работе с детьми.

 

– Какие артексовские приёмы можешь порекомендовать другим вожатым?

– Как показала практика, дети на многое способны и зачастую могут сделать что-то даже лучше, чем взрослые. Поэтому я бы рекомендовала не бояться поручать им некоторые обязанности.  Это развивает в них чувство ответственности и предоставляет пространство для самореализации. Кроме того, это формирует атмосферу сотрудничества во всём отряде. Когда дети понимают, что им действительно доверяют, они становятся более инициативными и заинтересованными в общем результате. А вожатый в этот момент не просто руководит, а становится наставником и партнёром, что особенно ценно в воспитательной работе.

 

– Твой топ-3 причин, почему вожатому стоит поехать в «Артек»?

– Во-первых, поехать в «Артек» стоит за удивительным опытом, который невозможно получить больше нигде. Во-вторых, именно здесь можно в полной мере раскрыться и понять, на что ты способен. В-третьих, в этот центр приезжают совершенно уникальные дети. И, конечно же, здесь невероятной красоты природа и вкусная еда.

 

– Есть ли человек из МПГУ, которого ты хотела бы поблагодарить за возможность провести смену в Артеке?

– Я хотела бы поблагодарить своего руководителя практики Лидию Васильевну Козилову и начальника Отдела качества образования Елену Александровну Бирюкову, которые поддержали меня и помогли попасть в Артек.

 

Дарья Солдаткина,

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования.

Дирекция креативных программ

#Артек100

03 / 07 / 2025

Показать обсуждение