Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Вожатый как педагог и психолог: наука понимания детства и опыт взросления»

Институт педагогики и психологии (новости)

«Если бы нужно было одним словом определить всю цель и задачу человеческой жизни, то этим словом было бы — воспитание.»
К. Д. Ушинский

Каждый, кто хотя бы раз задумывался о феномене детства, не мог не услышать внутри себя отголоски этой, казалось бы, простой, но глубокой мысли. Воспитание невозможно свести только к передаче знаний — оно всегда о большем: о том, как взрослый помогает юному человеку стать собой, научиться слышать других, открывать в себе таланты, отделять важное от второстепенного.

Именно поэтому профессия педагога-психолога сегодня становятся по-настоящему актуальной, особенно в эпоху, когда душевная чуткость и научная обоснованность решений приобретают особую значимость. В процессе воспитательной и развивающей работы с детьми и подростками одним из ключевых направлений проявления этих качеств становится деятельность вожатого. Именно вожатство позволяет на практике соединить глубокое понимание психологии детства, умение выстраивать доверительные отношения и педагогическое мастерство, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

С первого взгляда кажется, что быть вожатым — легко и весело… игры, песни у костра, яркие мероприятия… На деле же это ежедневная работа над собой ради других, требующая глубокого понимания детской психики и эпохальных сдвигов в мировоззрении подростков. Не случайно образовательные программы Института педагогики и психологии МПГУ по направлениям «Психология» 37.03.01 и «Психолого-педагогическое образование» 44.03.02  обоснованно акцентируют внимание на подготовке студентов к практическим ситуациям, с которыми сталкивается каждый вожатый.

Многие из нас сталкивались, например, с мнением, что главный вызов первых дней лагеря — определенный страх, смешанный с волнением. Но как показывает настоящий опыт наших студентов, все куда сложнее и интереснее. Так, студентка 2-го курса, Губина Анастасия, вспоминает как проходила ее летняя практика в лагере и с чем ей пришлось столкнуться:

 

«Когда только знакомишься с детьми, ожидать можно все, что угодно… Самой неожиданной реакцией для меня была злость у ребенка. Она была вызвана отсутствием желания находиться в лагере. Такое иногда бывает, и это зачастую временное состояние, которое можно обратить».

 

Эти слова не только иллюстрируют разницу между теорией и детской реальностью, но и подводят к важному выводу: вожатому необходимо быть не просто организатором досуга, а психологом и педагогом в одном лице.

 

Знания на пользу практике

В чем секрет успешного вожатства? Ответ на этот вопрос лежит на стыке педагогики и психологии. В Институте педагогики и психологии студентам преподают «Основы вожатской деятельности», и это особенная учебная дисциплина, ведь именно здесь обучают «читать» состояние детского коллектива и каждого ребенка.

«В первый день очень эффективными оказались игры на знакомство, — рассказывает Анастасия, — …ты можешь лучше узнать свой отряд, и ребята между собой знакомятся. Также благодаря знаниям с дисциплины «Психология развития и возрастная психология» было достаточно просто выстраивать взаимоотношения с детьми, так как ты знаешь особенности их возраста, понимаешь, какие слова и действия будут правильными».

Этот опыт — пример того, как научные знания, полученные на лекциях и семинарах превращаются в реальные поступки и создают пространство для доверия и личностного роста детей. Однако, несмотря на очевидную пользу и востребованность таких навыков и умений, существует распространенный миф, что быть вожатым страшно и слишком сложно для новичка. На самом деле страх нового естественен, особенно в начале профессионального пути. Но как показывает практика общения со студентами, далеко не у всех этот страх долго сохраняется.

 

«Я бы сказала, что это особенный путь быть вожатым. Ведь ты даешь ребенку чуть больше, чем просто смену в лагере. Это эмоции, ценные моменты, возможно, даже ты помогаешь кому-то раскрыть свой потенциал…»добавляет Анастасия.

 

Эти строки — напоминание взрослым, что детство требует внимания и уважения, а не только контроля. Вожатый — не просто старший друг и командир, а вдохновитель, чья миссия — не только поддержать, но и деликатно направить каждого ребенка.

И успех вожатого сегодня невозможен без опоры на науку. Психология развития, педагогические теории, опыт проведения тренингов становятся тем фундаментом, который формирует нового, гибкого и мыслящего профессионала в будущем.

Образование — первый шаг на этом пути; новый лагерь, первый детский отряд — еще одна ступенька. Здесь встречаются научные знания и личностный опыт.

Вожатство — это особое время событий и превращений, где ребенок
и взрослый учатся друг у друга и становятся командой на короткое, но важное лето.

Будущее за теми, кто не боится учиться и меняться вместе с детьми.
А значит, наука, педагогика и человеческая доброта смогут сделать детство ярче, а профессию вожатого — по-настоящему востребованной и уважаемой.

01 / 07 / 2025

Показать обсуждение