8 декабря, в день 25-й годовщины подписания Беловежских соглашений, Политклуб МПГУ отправился для обсуждения этой проблемы в телецентр Останкино, на передачу «Время покажет». Встреча и общение с Сергеем Доренко, Петром Толстым, Екатериной Стриженовой, Артемом Шейниным не просто оставили у членов Политклуба глубокие эмоции, но и дали им неоценимый опыт.
– Добрый день, уважаемые гости, – редакторами оказались очень приятные люди, – пожалуйста, располагайтесь в гримерке, я скоро подойду.
– Чай? Кофе? – нам приветливо улыбались и просили чувствовать себя свободно.
Мы сразу поняли, что наш спектр возможностей гораздо шире, чем у массовки. Политклуб МПГУ пришел на Первый канал, чтобы высказать свое мнение.
Таких активных участников, как мы, было еще несколько человек. До прямого эфира оставалось минут 40, когда редактор попросила нас подискутировать на заданные темы, а еще один редактор, Сергей, сказал, что я и Таня Гончарова вписаны в сценарий – значит, наши реплики точно прозвучат в эфире Первого канала. Волнения не чувствовалось: может, его хорошо скрывали, а может, преобладали скорее интерес и желание высказаться перед всей страной.
Когда мы зашли в студию, массовка уже ждала нас. Было ощущение, что мы сегодня – важные персоны. Может быть, это действительно умелая работа над программой, ведь атмосфера для создания благоприятных условий прямого эфира – это самое важное.
Студия программы “Время покажет” (ведущие Екатерина Стриженова и Артем Шейнин) – это место, где обсуждаются самые острые вопросы общественно-политической тематики, где дискуссия происходит между экспертами различных взглядов, а гости могут свободно высказываться. Мы с волнением ожидали, когда появятся эксперты и ведущие. Думаю, вам знакомо это радостное ожидание, когда стоишь на концерте и ждешь появления своего кумира или когда видишь известного человека в публичном месте.
Редакторы рассчитывали на наше участие во второй и третьей частях программы, где речь пошла о 25-летии со дня развала СССР и об отношении к этому у россиян. Мы были интересны тем, что входим в категорию граждан, которые родились уже в Российской Федерации. Наше мнение, я думаю, важнее всего, ведь именно нам предстоит создавать будущее страны.
На первом курсе на семинарах по Современной российской политике с Евгением Николаевичем Копаевым мы занимались мониторингом СМИ, одним из них было радио “Говорит Москва”, поэтому появление главного редактора радиостанции Сергея Доренко вызвало у нас бурю эмоций. В перерыве на новости мы атаковали журналиста, Костя Никонов, как самый смелый, попросил Сергея Леонидовича сфотографироваться с нами. Мы не ожидали его эмоционально-открытой реакции: “Да, ребята, конечно, давайте!”. Он корчил гримасы на фото, шутил, спросил, где мы учимся, узнав, что мы политологи, обрадовался и сказал, что мы “классные ребята”. Мне посчастливилось сидеть прямо за спиной Доренко, он часто оборачивался. Когда увидел мой недоумевающий взгляд, объяснился: “А я через вас смотрю, сколько времени осталось до конца эфира”. Я кивнула. “Посмотрите, вон там, наверху”, – настойчиво продолжал Доренко. Вместе мы посмотрели, сколько осталось до конца эфира, журналист улыбнулся и начал общаться с присевшим рядом Петром Толстым, бывшим ведущим “Время покажет”, а ныне депутатом и вице-спикером Государственной думы РФ VII созыва. Я сидела поодаль от своей команды и пыталась вслушиваться в разговор впереди сидящих. Одна назойливая мысль не давала покоя: да, я хочу когда-нибудь быть здесь в качестве эксперта, я хочу стать частью этого большого мира популярности и, скажем так, элитарности. Мое настроение позже разделили остальные члены Политклуба.
Вторая и третья части программы выдались жаркими – эксперты разделились на несколько “лагерей”: одни горячо оспаривали мнение других о том, что СССР был лучшим временем в нашей истории, кто-то придерживался более объективной позиции. Сергей Доренко – как всегда харизматичный, громкий – сказал, что люди хотят вернуть советское время, потому что они “помнят не 89-ый, когда стояли по полчаса за детскими колготками, а помнят конец 70-х, когда нефть долбанула вверх, когда финские товары были в каждом магазине, когда колбасы было как грязи, готовились к Олимпиаде, еще до вторжения в Афганистан”.
Для нас самое интересное наступило чуть позже. Грамотно срежиссированный прямой эфир – диаграмма о том, что 47% молодежи до 24 лет хотели бы жить в СССР, открытый вопрос: почему, если мы не жили в советской системе – и “встала молодежь на призыв”. Таня Гончарова, не выдержав реплик сидевших перед ней либералов, эмоционально рассказала, как ее родители в СССР могли ездить отдыхать на месяц по бесплатным или льготным путевкам. “А что мы видим сейчас? – воскликнула Татьяна, – семьи могут позволить себе отдых максимум от 3 до 7 дней, и этот отдых напряженный. Нужно вернуть какие-то льготы, бесплатные путевки, которые были в СССР”.
Сидевшая рядом со мной девушка, которая подносила микрофон, услышала в наушнике команду, которую повторила: “Пусть моя девочка поспорит с предыдущей?” и сказала мне вставать. Екатерина Стриженова, опередив начало моей реплики, спросила, сколько мне лет. Я сказала, что не хочу возвращать СССР, потому что мне важнее личная свобода, чем коллективное счастье.
Прервав мою мысль, что старшему поколению стоит задуматься, как сложно нашему поколению будет возвращаться в советскую систему, Артем Шейнин, чтобы добавить азарта в обсуждение или ради аплодисментов, спросил, хочу ли я свободы или чтобы старшее поколение о нас заботилось. Спасибо Максиму Юсину, международному обозревателю “Коммерсанта”: ему удалось ответить ведущему и даже сделать мне при этом комплимент: “молодец, правильно девушка сказала”. Николай Рыбаков, заместитель председателя партии “Яблоко”, обратился к нам и сказал, что важная деталь, которая отталкивает в Советском Союзе – это отношение к человеку, к личности как к пустому месту. После Николай Игоревич неожиданно подошел ко мне и пожал руку в знак согласия. Мы сделали фото и немного поговорили о “Яблоке”, о теме эфира. Он попросил добавить его в друзья на Facebook. В конце эфира нам удалось сделать фото и с Петром Толстым.
Да, наши с Таней мнения были очень разными, но стали чем-то свежим, новым, я думаю, интересным для экспертов, потому что их детство, молодость прошли в Советском Союзе, но мы, рожденные в конце 90-х, в конце концов выберем, куда двигаться.
До сих пор не верится, что мы не просто посидели в студии Первого канала, а выразили свои мнения, которые в прямом эфире услышало большое количество людей. И я хочу сказать спасибо Евгению Николаевичу Копаеву, который не единолично воспользовался приглашением на Первый канал, а сразу же у редакторов спросил о нас. Нам и вправду очень повезло с преподавателем, которому не безразличны наши способности и который чувствует счастье от того, что его студенты развиваются и становятся профессионалами.
Мы ушли из Останкино последними из всех гостей. Выходя из нашей гримерной, мы заметили, что по коридору нас догонял Сергей Доренко.
– Ну что, как я вам?
– Прекрасно, Сергей Леонидович.
– Вы тоже, ребята, молодцы.
– Приходите к нам в МПГУ, – мы не упустили возможности сказать это.
– Обязательно!
– Удачи вам!
– И вам удачи! – журналист лучезарно улыбался, заряжал нас своей энергией.
Мы шли все дальше от телецентра, но ощущение эйфории не покидало нас.
– Мы счастливы, Евгений Николаевич!
– Я счастлив, что вы счастливы.
Трамвай вез нас дальше. Конечно же, в будущее. В какое? Решать предстоит нам. Сегодня нам дали 5 минут прямого эфира на Первом канале, но кто знает: может, завтра от нас будет зависеть выбор нашей страны.
Ольга Мартусенко
студентка 2-го курса
направления Политология
ИСГО
Фото: Татьяна Гончарова,
Константин Никонов
студенты 2-го курса
направления Политология
ИСГО
#ПолитклубМПГУ #МПГУ #Первыйканал #Времяпокажет #ГоворитМосква #СергейДоренко #ПетрТолстой #МаксимЮсин #НиколайРыбаков #Екатерина Стриженова #Артем Шейнин