21-22 апреля 2022 г. в Институте биологии и химии проходила ежегодная XIII Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы химического и биологического образования в школе и вузе». В конференции приняли участие более сотни ведущих ученых-методистов, учителей биологии и химии из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Владивостока, Казани, Калуги, Липецка, Мичуринска, Московской области, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Новороссийска, Самары, Саранска, Смоленска, Твери, Тулы, Челябинска, Ульяновска, Ярославля, а также Донецкой и Луганской народных республик.
Конференцию открыл председатель пленарного заседания Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Павел Александрович Оржековский. Он выступил с докладом: «Основные принципы построения фундаментального ядра общего среднего образования «Новая химия».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Директор Института биологии и химии МПГУ, сопредседатель орг. комитета конференции кандидат биологических наук, доцент Светлана Камильевна Пятунина. Ее научный доклад: «Методические подходы к практической подготовке студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» был посвящен актуальной проблеме организации высшего педагогического образования в Российской Федерации и активно обсуждался участниками конференции.
Серьезную проблему повышения качества химического образования подняла в своем выступлении доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания химии, биологии, экологии и географии ФГБОУ ВО “Государственный университет просвещения” Волкова Светлана Александровна. Ее доклад «Химический эксперимент как средство развития понятий о свойствах веществ» был посвящен проблеме формирования химических понятий в процессе выполнения химического эксперимента. Показаны новые функции химического эксперимента – выступать не только дидактическим средством, но и средой для развития химических понятий в процессе понятийно-теоретической деятельности школьников при обучении химии.
С докладом «О формировании методологической культуры педагога-исследователя в процессе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре педагогического ВУЗа» выступил доктор педагогических наук, профессор Института биологии и химии МПГУ Александр Валентинович Теремов. В его выступлении отмечалось, что педагог-исследователь должен быть способен самостоятельно планировать, осуществлять и представлять педагогическое исследование; оценивать возможные риски, связанные с внедрением его результатов в практику педагогической работы, прогнозировать направления дальнейших педагогических исследований по актуальным проблемам теории и методики предметного обучения и воспитания. В выступлении А.В. Теремова была рассмотрена другая не менее важная задача такой подготовки – преемственность отечественных методических школ, стабильное воспроизводство в ВУЗах РФ кадров высшей квалификации, численность которых за последние три десятилетия сократилась.
Доктор химических наук, профессор Института биологии и химии МПГУ Лобанов Антон Валерьевич выступил с докладом «Интеграционные и адаптивные процессы в обучении химии» в котором рассматривались процессы, необходимые для успешного химического образования, с примерами форматов их реализации.
В докладе Богданова Николая Александровича, кандидата педагогических наук, доцента Института биологии и химии МПГУ «О современном состоянии системы отечественного школьного естественнонаучного образования» рассматривались основные проблемы отечественного естественнонаучного образования, а также значение школьного естественнонаучного образования для сохранения целостности и независимости нашей Родины, формирования у школьников общественного сознания, в котором доминируют идеи патриотизма, развития и преумножения научного, экономического, военного потенциала Отечества.
Семенов Александр Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии, Самарский ГСПУ выступил с докладом: «Подготовка учителей к использованию высокотехнологичного оборудования при изучении биологии на базе специализированных центров «точка роста» в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО».
Работа конференции продолжалась два дня и велась в шести секциях, где обсуждались основные проблемы современного российского образования.
В первой секции, руководителями которой были назначены Оксана Николаевна Рыжова, кандидат педагогических наук, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова и Наталья Викторовна Ганина, кандидат химических наук, доцент, МИРЭА – Российский технологический университет рассматривались проблемы преподавания химии и биологии в профессиональном и предпрофессиональном образовании.
Во второй секции, руководителями которой выступали Марат Анварович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор УлГПУ им. И. Н. Ульянова и Асанова Лидия Ивановна, кандидат педагогических наук,доцент, Нижегородского института развития образования рассматривались актуальные проблемы обучения химии в средней школе.
В третьей секции, руководителем которой был кандидат педагогических наук, доцент, МПГУ Богданов Николай Александрович, рассматривались актуальные проблемы обучения биологии, экологии и естествознания
В четвертой секции, которой руководили доктор педагогических наук, профессор, профессор МПГУ, член-корреспондент РАО Оржековский Павел Александрович, и Боровских Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, МПГУ были представлены исследования молодых ученых.
Пятая секция под руководством доктора педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессора ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России декана факультета довузовской подготовки Литвиновой Татьяны Николаевны проходила в дистанционном формате и была посвящена проблемам химического образования.
Шестая секция под руководством старшего преподавателя МПГУ Института биологии и химии Смирновой Татьяны Александровны также проходила в дистанционном формате и была посвящена актуальным проблемам обучения биологии и естествознания в средней школе
Конференция прошла в дружеской рабочей обстановке. Участники остались довольны возможностью поделиться результатами своей работы с профессиональным сообществом, обсудить общие проблемы и выслушать мнение опытных коллег.
Есть уверенность, что традиция ежегодного проведения Всероссийской конференции будет продолжена, а работа её участников будет всё также интересной, содержательной и плодотворной.
Новость подготовил Н.А. Богданов