19 декабря 2024 года состоялся заключительный этап X Всероссийской научной олимпиады с международным участием «Золотые страницы отечественной методики», приуроченной к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, организованной кафедрой методики преподавания литературы Института филологии МПГУ и Научно-методическим центром сопровождения педагогических работников при МПГУ.
Цель Олимпиады: выявление традиций изучения жизни и творчества А.С. Пушкина в школе, актуализация методических концепций и подходов к изучению биографии и произведений А.С. Пушкина. Участие в научной олимпиаде 2024 года предусматривало выполнение исследовательской работы по одному из направлений:
Направление 1. Изучение творчества А.С. Пушкина в отечественной школе XIX– начала ХХ века: А.Д. Галахов, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон, А.Д. Алфёров, В.М. Фишер и др. (анализ работ одного из методистов).
Направление 2. Вопросы изучения личности и творчества А.С. Пушкина в методическом наследии В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Л.С. Троицкого (анализ работ одного из методистов).
Направление 3. Пушкинисты – школе: Н.Л. Бродский, Ю.М. Лотман, В.Н. Турбин, А.Г. Гукасова, Н.И. Громов, Е.А. Маймин, Н.Н. Скатов, В.И. Коровин, В.С. Непомнящий, В.А. Недзвецкий и др. (анализ работ одного из учёных).
Направление 4. Вопросы изучения личности и творчества А.С. Пушкина в трудах и педагогической деятельности представителей научной школы В.В. Голубкова: О.Ю. Богдановой, А.В. Дановского, В.Ф. Чертова, А.М. Антиповой, А.А. Маныкиной и др. (анализ работ одного из методистов).
Направление 5. Вопросы изучения личности и творчества А.С. Пушкина в трудах и педагогической деятельности представителей научной школы В.Г. Маранцмана: В.Г. Маранцмана, Н.М. Свириной, Н.П. Терентьевой, Е.Р. Ядровской и др. (анализ работ одного из методистов).
Направление 6. Вопросы изучения личности и творчества А.С. Пушкина в трудах и педагогической деятельности представителей региональных научных школ (для российских участников) / зарубежных научных школ (для иностранных участников) (анализ работ одного филолога или методиста).
Направление 7. Методическая пушкиниана второй половины ХХ – XXI века: Н.И. Кудряшёв, Г.И. Беленький, Т.Ф. Курдюмова, З.Я. Рез, М.Г. Качурин, З.С. Смелкова, Г.С. Меркин, В.Я. Коровина, Е.Н. Колокольцев, В.А. Доманский и др. (анализ работ одного из методистов).
Направление 8. Лучшие практики приобщения школьников к чтению произведений А.С. Пушкина: Н.Г. Долинина, Л.С. Айзерман, Е.Н. Ильин, И.Я. Кленицкая, И.С. Грачёва и др. (анализ работ одного автора). Методика выразительного чтения произведений А.С. Пушкина в школе (анализ одной из работ).
Направление 9. Внеклассная работа по литературе на материале жизни и творчества А.С. Пушкина: традиции и современность (анализ одной из работ).
Направление 10. А.С. Пушкин в школе: сравнительно-исторический аспект (сопоставление идей, концепций, педагогического опыта в разных странах и в разные периоды на основе изучения работ вышеперечисленных педагогов-словесников/филологов, в том числе опубликованных на страницах педагогической периодики, например, журналов «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Русская словесность» и др.).
В олимпиаде приняли участие студенты, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата / специалитета и магистратуры / специализированного высшего образования в учебных заведениях Российской Федерации и Республики Беларусь: Московского педагогического государственного университета, Оренбургского государственного педагогического университета, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск), Сургутского государственного педагогического университета, Омского государственного педагогического университета, Сахалинского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина.
По итогам отборочного этапа были определены участники заключительного этапа (финала) Олимпиады (16 чел.), который прошел в форме круглого стола на тему «“Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека” (В.Г. Белинский)» (в смешанном формате).
С приветственным словом перед финалистами выступили: директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук, профессор Елена Геннадьевна Чернышева; заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ, доктор педагогических наук, профессор Виктор Федорович Чертов.
Оценивали выступления участников заключительного этапа (финала) Олимпиады профессора В.Ф. Чертов (председатель), А.М. Антипова, Е.Л. Ерохина, И.С. Урюпин, С.А. Зинин. Было немало ярких выступлений. Финалисты продемонстрировали высокую речевую культуру и творческий подход к раскрытию тезиса, выбранного в качестве темы круглого стола.
При подведении итогов Олимпиады учитывались результаты отборочного этапа (в оценивании исследовательских работ на этом этапе принимали участие профессор Г.В. Пранцова (г. Пенза) и доцент Е.И. Белоусова), а также выступление на круглом столе.
Итоги X Всероссийской научной олимпиады с международным участием «Золотые страницы отечественной методики»
Уровень бакалавриата /специалитета
1 место: Гончарова Ксения Денисовна (Россия, Оренбургский государственный педагогический университет); Жигулина Татьяна Сергеевна и Чепрасова Валерия Михайловна (Россия, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск); Титенко Олеся Ильсуровна (Россия, Сургутский государственный педагогический университет).
2 место: Есешкина Елизавета Игоревна (Россия, Омский государственный педагогический университет); Марченко Дарья Анатольевна и Позняк Владислава Александровна (Республика Беларусь, Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина); Софронова Софья Сергеевна (Россия, Московский педагогический государственный университет).
3 место: Будникова Елена Романовна (Россия, Дальневосточный федеральный университет); Володько Ева Евгеньевна (Россия, Дальневосточный федеральный университет).
Уровень магистратуры / специализированного высшего образования
1 место: Охапкина Полина Михайловна (Россия, Московский педагогический государственный университет).
2 место: Жулева Мария Игоревна (Россия, Оренбургский государственный педагогический университет), Кузнецова Арина Рустамовна (Россия, Сахалинский государственный университет
3 место: не присуждалось.
Поздравляем победителей и призёров, а также их педагогов-наставников!
Желаем новых творческих свершений и ждём на олимпиаде-2025!