15 декабря 2022 года состоялся заключительный этап VIII Всероссийской научной олимпиады «Золотые страницы отечественной методики», приуроченной к 150-летию Московского педагогического государственного университета. Олимпиада организована кафедрой методики преподавания литературы, Федеральным центром научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МПГУ при участии кафедры методики преподавания русского языка и кафедры риторики и культуры речи Института филологии.
Научная олимпиада 2022 года посвящена наследию выдающихся учёных, внёсших значительный вклад в методическую науку, а также в становление и развитие научных школ Московского педагогического государственного университета: Василия Васильевича Голубкова (1880–1968), Михаила Трофимовича Баранова (1924–1999, Таисы Алексеевны Ладыженской (1924–2017), Алевтины Дмитриевны Дейкиной (род. в 1939 г.).
В олимпиаде приняли участие студенты, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты высших учебных заведений Российской Федерации: Московского педагогического государственного университета, Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, Оренбургского государственного педагогического университета, Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Сургутского государственного педагогического университета, Сахалинского государственного университета.
Поступило 32 заявки. На заочном этапе участники олимпиады анализировали методические работы учёных, писали эссе или готовили презентации о научно-педагогической деятельности методиста (задание – на выбор). Были предложены такие темы эссе: «Оригинальность методической системы /методической концепции … (учёный-методист – по выбору)»; «Путь учёного-методиста: гармония теории и практики (на примере жизни и деятельности одного из учёных-методистов)»; «Гармония личности: талант – эрудиция – профессионализм»; «Учителя учителей»; «С каким учёным-методистом вам хотелось бы поговорить (поспорить) и о чём?»; «Ценности и смыслы научно-педагогической деятельности … (учёный-методист – по выбору)»; «”…….”. Это высказывание учёного-методиста – девиз моей педагогической деятельности». Повышенный интерес вызвали три последние темы. Были также представлены эссе на самостоятельно сформулированную тему: «Нет ничего практичнее хорошей теории», «Личная ценность (из воспоминаний)», «Значение пейзажа при изучении литературного произведения, или “Что хотел сказать автор”?», «Труды А.Д. Дейкиной: Аксиологический подход в обучении русскому языку», «Роль аксиологической характеристики текста на уроке: методический диалог с Алевтиной Дмитриевной Дейкиной».
По итогам отборочного этапа были определены участники финала (15 чел.), которые представили свои выступления на круглом столе «Диалог научно-методических школ В.В. Голубкова, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной» (онлайн).
Председатель оргкомитета научной олимпиады профессор кафедры методики преподавания литературы Алла Михайловна Антипова рассказала об истории олимпиады, с первых лет проведения которой определилась главная идея события: актуализация методических идей и современная интерпретация предложенных педагогами концепций, теорий, подходов.
С приветственным словом к участникам заключительного этапа VIII Всероссийской научной олимпиады обратился Игорь Сергеевич Урюпин, заместитель директора Института филологии, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков. Он отметил, что олимпиада, став знаменательным событием в жизни Института филологии, замыкает череду мероприятий, которые проходили в юбилейном для университета году. Было сказано об уникальности этого события, в рамках которого обсуждается наследие выдающихся учёных-методистов, работавших и работающих в Московском педагогическом государственном университете. Игорь Сергеевич высоко оценил подвижнический труд кафедры методики преподавания литературы – организатора этой олимпиады. Особенностью олимпиады этого года стало объединение всех методических кафедр Института филологии, преподаватели которых заложили традиции филологического образования, которые развиваются и распространяются в нашей стране и за её пределами. Были подчёркнуты важные идеи олимпиады: преемственная связь методистов прошлого и современности, а также установка на диалог, позволяющий его участникам обмениваться знаниями, эмоциями, обогащать друг друга.
В приветственном слове заведующего кафедрой методики преподавания литературы, директора Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МПГУ, доктора педагогических наук, профессора Виктора Фёдоровича Чертова было сказано о том, что весь юбилейный для университета год прошёл под знаком воспоминаний и разговоров о мощнейших традициях, заложенных нашими учителями, которые очень многое предвидели. Время показывает, что их наследие становится всё более актуальным. По словам Виктора Фёдоровича, мы возвращаемся к незаслуженно забытым подходам, идеям в рамках диалога современных учёных старшего и младшего поколений, а также диалога наших учителей. Он пожелал финалистам в ходе живого диалога получить удовольствие от общения с коллегами и многому научиться.
Заведующий кафедрой методики преподавания русского языка, доктор педагогических наук Владислав Дмитриевич Янченко акцентировал внимание на «замечательном», с его точки зрении, названии олимпиады: «ЗОЛОТЫЕ страницы отечественной методики». Речь о взгляде на историю методики с учётом персонифицированного принципа, когда рассматривается личность в науке. Он представил вышедший в 2022 г. «Лингвометодический биографический словарь» (авторы: А.Н. Щукин, Л.В. Московкин, В.Д. Янченко), в котором содержатся научные биографии известных учёных, оказавших значительное влияние на развитие отечественной лингводидактики. Было отмечено также, что изучение деятельности научных школ В. В. Голубкова, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной – важнейшее направление исследований методических кафедр Института филологии. Владислав Дмитриевич пожелал участникам олимпиады сохранять высокий интерес к истории методики, проявленный во всех присланных работах.
Заведующий кафедрой риторики и культуры речи, доктор педагогических наук Елена Ленладовна Ерохина сказала о том, что участникам олимпиады в ходе выполнения олимпиадных заданий была представлена возможность поработать с образцами научной речи, что особенно актуально сегодня. По мнению Елены Ленвладовны, редкостью стали тексты, посвящённые методическим проблемам, которые, с одной стороны, были бы написаны живым, образным языком, были бы ясны и понятны читателю, а с другой – демонстрировали бы высочайшую степень ответственности за представляемые результаты. Как отметила Елена Ленвладовна, учёные, с трудами которых участники олимпиады знакомились, – уникальный пример образцовой научной речи. Финалистам были адресованы пожелания ориентироваться в своих выступлениях на круглом столе на эти высокие образцы.
В ходе круглого стола участники представили выступления о ключевых идеях учёных-методистов (В.В. Голубкова, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной), перспективах их развития в современной школе. Некоторые финалисты обращались к собственному опыту работы. Выступающие продемонстрировали хорошее знание методических трудов, глубокое понимание потенциала идей учёных, уместное использование научной терминологии, доказательность высказанных суждений, высокую культуру речи в педагогическом диалоге. Участники финала с глубоким вниманием относились к выступлениям друг друга, реагировали на представляемые положения, содидаризируясь или вступая в спор с их авторами. В целом состоялся содержательный профессиональный диалог, в том числе и с членами жюри, которые задавали вопросы и комментировали отдельные позиции.
После всех докладов финалистов с развёрнутым словом выступила Алевтина Дмитриевна Дейкина, Заслуженный деятель науки и образования, Почётный профессор МПГУ, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ. Алевтина Дмитриевна поблагодарила за честь быть включённой в список великих методистов нашей страны. Она поделилась своей взволнованностью, эмоциональной заряженностью от прослушанных выступлений всех участников и особенно тех, кто говорил о научной школе «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка», представители которой работают в разных регионах России. Алевтина Дмитриевна с теплотой вспомнила своих учителей и наставников: Михаила Трофимовича Баранова, Лидию Александровну Тростенцову, Таису Алексеевну Ладыженскую. Много добрых слов было сказано о самой олимпиаде, её масштабе, формате её проведения, высокой культурной и социальной значимости этого мероприятия. Были определены важные черты олимпиады: дискуссионность, возможность высказывать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. Отдельно были отмечены высокий уровень подготовки участников олимпиады, содержательность и методологическая состоятельность выступлений, в которых проявился интерес к идеям и опыту предшественников и в то же время критический взгляд на педагогическое наследие. Были по достоинству оценены и высокая культуры речи финалистов, их «живое слово» (красивая речь, прекрасная дикция).
Для участников финала главным библиографом библиотеки МПГУ Еленой Викторовной Семеновой была подготовлена презентация научно-методических работ В.В. Голубкова, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной.
После объявления итогов VIII Всероссийской научной олимпиады с заключительным словом выступила директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук, профессор Елена Геннадьевна Чернышева. Поздравляя победителей и призёров, Елена Геннадьевна отметила, что олимпиада «Золотые страницы отечественной методики» – масштабное событие не только для Института филологии МПГУ. Была подчёркнута её значимость для всего филологического образовательного пространства, что подтверждается в последние 3 года географией её участников, которые, по замыслу организатора – кафедры методики преподавания литературы, – приобщаются к высокой науке, к её истории, традициям научных школ, участвуют в диалоге поколений, в приращении смыслов культуры и образования.
В мероприятии участвовали известные специалисты в области методики преподавания литературы и методики преподавания русского языка из разных вузов нашей страны: профессора Е.В. Гетманская (Москва), Г.М. Кулаева (Оренбург), Т.Г. Иргашева (Абакан) и др., а также студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, аспиранты.
Итоги VIII Всероссийской научной олимпиады «Золотые страницы отечественной методики»
Уровень бакалавриата
1 место: Азарова Алёна Андреевна (Красноярск) и Даньшина Дарья Сергеевна (Москва).
2 место: Жулева Мария Игоревна (Оренбург).
3 место: Титова Анастасия Валерьевна (Красноярск) и Цуканова Арина Рустамовна (Южно-Сахалинск).
Уровень магистратуры
1 место: Бодренкова Екатерина Александровна (Москва), Лидская София Алексеевна (Москва), Сунцова Ирина Александровна (Москва).
2 место: Хусяинова Гюзель Ильдаровна (Москва).
3 место: не присуждалось.
Уровень аспирантуры:
1 место: Калачева Ирина Евгеньевна (Москва)
Поздравляем победителей и призёров, а также их руководителей!
Желаем новых творческих свершений и ждём на олимпиаде-2023!
Информация об олимпиаде размещена на сайтах вузов-участников: