Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: пути развития» в МПГУ

Новости МПГУ

26 мая 2021 г. в МПГУ состоялась Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: пути развития».

В конференции приняли участие 268 человек из трех зарубежных стран (Германии, Казахстан и Узбекистан), а также 29 регионов Российской федерации: Республик Башкортостан, Калмыкия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртия и Карачаево-Черкесия; Алтайского, Краснодарского, Красноярского и Пермского края; Архангельской, Белгородской, Иркутской, Калужской, Мурманской, Оренбургской, Орловской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Ярославской, Ульяновской, Ленинградской и Московской областей, а также городов федерального значения: Санкт-Петербург, Москва, Севастополь.

Пленарное заседание и работа секций проводились на платформе MS Teams, а также транслировалась на канале Лекторий МПГУ. В общей сложности конференцию посмотрели более 500 человек.

Открыла и поприветствовала участников конференции проректор по дополнительному образованию МПГУ Кудрявцева Дарья Александровна. Проректор рассказала о системе дополнительного образования в МПГУ в целом, подробнее остановилась на проектах для детей и молодежи «Детский университет», «Каникулы в МПГУ», Университетские субботы, Летние (сезонные) школы МПГУ и пригласила к сотрудничеству.

Профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», заслуженный учитель РФ, Голованов Виктор Петрович затронул важнейшую тему «Воспитание как приоритет современного дополнительного образования детей. Очень содержательный доклад профессора изобиловал цитатами и новыми смыслами, раскрывающими философскую сторону процесса воспитания, доказывая, что воспитание – приоритет дополнительного образования.

Методист ГБУ ДО г. Москвы «Тимирязевская детская художественная школа» Голованова Ирина Львовна на примере яркого образовательного проекта «Музей + Школа» продемонстрировала реальные перспективы развития дополнительного образования в учреждениях культуры в современных условиях. Целью взаимодействия музея и школы является прививание музейной, визуальной культуры, подготовка ребенка к восприятию искусства не только информационно, но и эмоционально, а результатом становится творческая работа с музейными предметами, в том числе, народного искусства, закладывает у детей основы эмоциональной культуры и эстетического отношения к реальности.

Директор Центра развития открытого образования МПГУ Самойлова Надежда Борисовна подробно и структурированно описала действующую модель летних (сезонных) школ МПГУ на основе экосистемного подхода. Летние школы являются одной из форм дополнительного образования в Университете и данный подход в реализации предполагает разнообразие; максимальную производительность и круговорот ресурсов; адаптивность программ и масштабируемость, а также создание уникальной социо-культурный среды.

 

Заместитель директора Института детства по научной работе Галямова Эльмира Махмудовна проиллюстрировала нелинейность организации дополнительного образования детей в Институте детства на примерах работы кружка «Художественное экспериментирование»,  конкурсах «Лики творчества» для детей и студентов, квесте «Лабиринты познания», а также пригласила на обучение по магистерской программе «Дополнительное образование детей с различными образовательными потребностями» а которой студенты обучаются современным технологиям организации нелинейного обучения, геймификации, визуализации, изучают дисциплины «Проектирование и экспертиза программ дополнительного образования», «Художественное творчество и дизайн», «Билингвальная образовательная среда», «Монтессори-педагогика», «Развитие soft skills в условиях дополнительного образования», «Развитие цифровой среды в образовании» и другие.

Выражаем благодарность всем выступающим на пленарной части конференции. Обобщающий и в то же время конкретный ввод в тему был необходим для слушателей, чтобы дальнейшие доклады по секциям воспринимались как части одного целого. Полностью пленарное заседание можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке.

В 13 часов докладчики и слушатели разошлись по семи секциям. Кратко опишем работу каждой из них. Выступления можно посмотреть по гиперссылкам, данным в названиях секций.

Секция 1. Творческая деятельность в дополнительном образовании.

Секция проводилась под руководством Черкасовой Екатерины Сергеевны и была посвящена творческой деятельности в системе дополнительного образования. Были затронуты самые разнообразные вопросы: современные подходы к развитию творческого мышления на уроках изобразительного искусства, проектная деятельность в дополнительном образовании на примере школы искусств с. Бердигестях, использование портретной графики на уроках рисунка в детской художественной школе, реализация творческих образовательных проектов с одарёнными детьми, в сфере детского эстрадного исполнительства, опыт использования сказок при обучении иностранному языку. Был проведен мастер-класс «Формирование интереса к чтению с листа на занятиях сольфеджио с детьми дошкольного возраста».

Отдельно стоит отметить гостей из Германии Сабецкая Анна Станиславовна, студент Folkwang Universität der Künste Essen  выступила с интересным докладом «Нейропластичность и музыка: физиологические и психологические основы музицирования с особым фокусом на детей младшего школьного возраста», а также Исмоилову Азизахон Шерали кизи, преподавателя музыки Детского сада № 423 г. Ташкент осветившую важную роль преподавания музыки в дополнительном образовании.

Секция 2. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании

Исследовательскую секцию представила Выгонская Галина Михайловна. На секции обсуждались проблемы, касающиеся реализации исследовательской деятельности в условиях экспедиции школьников, организация научно-познавательного клуба в дополнительном образовании и летних экологических школ, делились опытом проведения конкурса «Мы и биосфера», предлагались программы работы экологического кружка, описывались технологии формирования надпрофессиональных навыков в школьном лагере. Руководитель секции подвела итоги в своем выступлении посвященном проектной деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».

Секция 3. Техническая деятельность в дополнительном образовании

Техническая деятельность, под руководством Галямовой Эльмиры Махмудовны, была представлена докладами, которые затрагивали технологическую подготовку детей и молодежи в современных условиях.

Коллеги поделились опытом развития детского технического творчества на практике и в рамках городских конкурсов: использование БПЛА, «Мастерская сказки».

Были проанализированы результаты Московского международного фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Коллеги поделились опытом сетевого взаимодействия и социального партнерства, которое усиливает возможности развития технической направленности в учреждении дополнительного образования «Точка роста». Обсуждались создание комфортной среды в образовательном процессе и ресурсно-проектный подход в создании условий обучения навыкам безопасного поведения юных горожан в учреждении дополнительного образования.

Секция 4. Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании

На секции рассматривались вопросы организации дополнительного образования детей и молодежи в области туристско-краеведческой деятельности и образовательного туризма; краеведческой подготовки будущих учителей, а также возможности интеграции основного и дополнительного образования в данной сфере и создание сетевых проектов. С докладами выступили 8 человек, модерировала секцию директор Центра развития открытого образования, старший преподаватель кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Самойлова Надежда Борисовна.

Работа секции завершилась подведением итогов, определением перспектив дальнейшей работы по данному направлению и уверенностью, что «туристско-краеведческая деятельность воспитывает детей и меняет их только в лучшую сторону». Участники отметили, что на следующей конференции «надеются услышать от МПГУ: “И вот мы возрождаем краеведение и москвоведение”, а сама секция пройдет в полевых условиях.

Секция 5. Цифровая образовательная среда в дополнительном образовании

На секции, под руководством Мироновой Юлии Павловны, обсуждали современные и очень актуальные темы, касающиеся использования электронных ресурсов в дополнительном образовании детей, цифровых инструментов, возможности МЭШ, интерактивные образовательные, ЭОР, информационно-методические ресурсы, технологии микрообучения «SNACK-LEARNING». Конечно была освещены перспективы и риски трансформации системы дополнительного в рамках повсеместной цифровизация образовательного процесса.

Секция 6. Педагогика и психология дополнительного образования

В интерактивных докладах секции были представлены концепты и технологии самых различных практик дополнительного образования. Несколько докладов было посвящено различным формам антропопрактики, организуемой в технологиях медиагерменевтики и сюжетно-деятельностной игры, разрабатываемых на основе рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности и способностей учащихся под руководством Натальи Борисовны Ковалевой, которая являлась модератором секции. Закончилась встреча общей дискуссией по психолого-педагогическим проблемам дистанционного образования. в процессе которой пришли к выводу, что новый вызов требует от нас творческого подхода  в поиске средств преодоления условности и границы экрана. В итоге участники пообещали друг другу дружить домами и регионами и делиться своими наработками в разных форматах! Подробнее о работе секции.

Секция 7. Различные образовательные потребности детей

На секции рассматривалась проблематика организации дополнительного образования детей и юношества с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С докладами выступили 10 человек. Выступления сопровождались презентациями и видеоматериалами. Был проведен мастер-класс. Работа секции завершилась подведением итогов и определением перспектив дальнейшей работы по данному направлению. Особое внимание слушатели проявили к сообщениям: «Особенности проектной деятельности у школьников с ТМНР», «Модель тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в организации дополнительного образования», «Театральная студия в школе для детей с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)». Интерес у участников семинара вызвал мастер-класс профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства МПГУ Сизовой А.В. и студенток 2 курса – будущих олигофренопедагогов Зинченко Е. и Барановой С. «Плетение декоративного коврика», в ходе которого участники познакомились с одним из видов работ, которым могут овладеть люди с нарушениями интеллектуального развития.  Мастер-класс сопровождался пошаговой инструкцией плетения, подробным словесным комментированием и параллельным выполнением технических действий.

На конференции установились деловые связи, участники секций и пленарного заседания отметили особую творческую атмосферу и увлеченность докладчиков свей работы с детьми.

Приведем несколько отзыв Новиковой Марии Сергеевны, магистранта института детства. Мария пишет: «26 мая 2021 года состоялась научно-практическая онлайн-конференция «Дополнительное образование детей: пути развития». Сразу бы хотелось отметить новизну и практичность такого дистанционного формата проведения мероприятия. Организаторам удалось объединить вместе большое количество людей, заинтересованных в модернизации образования, его развитии. Каждый участник конференции, в том числе и я, ощущал себя частью чего-то очень значимого, видел единомышленников, получил возможность познакомиться с практикующими педагогами и психологами, а они в свою очередь поделились своим опытом. Такие встречи – это прекрасная возможность раскрытия своего потенциала, зарядки энергией и желанием творить и созидать.

На пленарном заседании для меня стало открытием, какую огромную деятельность в сфере дополнительного образования осуществляет мой вуз, МПГУ. Все эти проекты были бы невозможны без энтузиазма и творчества работников института. Их вклад очень ценен для всей системы образования России. Нужно не останавливаться и продолжать покорять высоты!»

Выражаем благодарность организаторам, докладчика м участникам конференции за подготовку и организацию, за своевременность предоставления материалов и интересные, насыщенные доклады, за чуткость и интерес к докладчикам.

Особую благодарность выражаем сотрудниками Управления информационных технологий МПГУ за организацию и техническое сопровождение мероприятия.

 

Текст подготовила Э.М. Галямова

28 / 05 / 2021

Показать обсуждение