3 апреля 2024 г. на дефектологическом факультете Института детства состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья человека с ограниченными возможностями здоровья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем» (приуроченная к Году семьи). Конференция проходила в смешанном формате, включающем очный формат и режим видеоконференцсвязи на платформе ВВВ с онлайн-трансляцией.
Конференция была организована кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства и идейным вдохновителем тематики конференции, профессором кафедры, доктором психологических наук Викторией Валентиновной Ткачевой.
В конференции приняли участие, выступив с докладами 33 специалиста: научные работники, представляющие ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», ведущие преподаватели вузов Москвы, а также практические работники, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, педагоги-психологи образовательных организаций.
Конференцию открыла Татьяна Сергеевна Никандрова, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства к.п.н., доцент.
С приветственным словом и теплыми напутствиями к участникам конференции обратились один из старейших преподавателей нашего факультета, София Давыдовна Забрамная, и директор Института детства, доктор педагогических наук, доцент Анна Алексеевна Алмазова.
На пленарном заседании с докладами выступили ведущие специалисты в области сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В докладе «Потребности семьи ребенка с ОВЗ в комплексном психолого-педагогическом сопровождении» Виктория Валентиновна Ткачева, представила результаты анализа опроса 160 родителей детей с ОВЗ, которые подтверждают острейшую необходимость реализации в деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений в качестве обязательного направления работу с семьями обучающихся, включающую как образовательно-просветительское направление, так и психокоррекционную помощь семьям лиц с ОВЗ.
Марина Викторовна Кравцова, Лауреат Премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», к.психол.н. (Республика Беларусь) рассказала о психолого-педагогическом сопровождении семей взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Проблемы и пути решения семьи ребёнка с тяжелыми множественными нарушениями развития обозначила Ирина Юрьевна Левченко, заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», д.психол.н., профессор.
Доклад Елены Сергеевны Тушевой, доцента кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и кандидата педагогических наук Екатерины Михайловны Иноземцевой, заместителя декана факультета дизайна ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», вице-президента «Благотворительного фонда поддержки детей и укрепления семейных ценностей Екатерины Иноземцевой», г. Москва освещал социальные проекты и их роль в оказании поддержки семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Организацию взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в процессе психологической помощи (по материалам зарубежной психологии) представила Тамара Геннадьевна Богданова, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», д.психол.н., профессор.
Завершил пленарное заседание совместный доклад «Организация психолого-педагогической помощи семьям детей с ОВЗ в Институте детства МПГУ: логопедическая работа с детьми и консультирование родителей» Татьяны Анатольевны Матросовой, доцента кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», к.п.н., доцента; Марины Михайловны Любимовой, доцента кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», к.п.н.
Далее конференция продолжила работу по двум секциям в рамках следующих направлений: «Семья ребенка с ОВЗ в трудных жизненных ситуациях: решение проблем» и «Проблемное поле семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития».
В ходе конференция была организована дискуссия, которая дала возможность участникам обменяться научно-практическим опытом, обсудить широкий круг вопросов по поставленным проблемам.