23 января 2024 г. в Московском педагогическом государственном университете прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе».
Проблематика конференции, отражает актуальные запросы всей системы педагогического образования, и находится в центре внимания государства и общества.
Организатором конференции выступил Институт детства МПГУ.
С приветствием к участникам конференции обратился ректор МПГУ, академик Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков. В своем обращении Алексей Владимирович рассказал о тех научно-педагогических традициях, которые сформировались на дефектологическом факультете МПГУ, о многочисленных реализованных проектах, связанных с совершенствованием, преобразованием, развитием системы подготовки кадров.
С докладом на тему «Государственная политика РФ в сфере кадрового обеспечения образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, оказания им психолого-педагогической помощи» выступили представители Министерства просвещения Российской Федерации – Лариса Павловна Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей и заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Сергей Степанович Антонов. Выступающие раскрыли основные направления кадровой политики в области специального образования и модернизации специального (дефектологического) образования в контексте решения государственных задач преобразования высшей школы и обеспечения образования детей с ОВЗ, с инвалидностью.
Ведущие представители системы подготовки дефектологических кадров из различных университетов и научных организаций – Анна Алексеевна Алмазова, доктор педагогических наук, директор Института детства МПГУ, Александр Петрович Антропов, кандидат педагогических наук, директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена, Татьяна Александровна Соловьева, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института коррекционной педагогики, Светлана Владимировна Алехина, кандидат психологических наук, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, Елена Владимировна Семенова, кандидат психологических наук, директор Института специального образования, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ, Ирина Юрьевна Левченко, доктор психологических наук, заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ – в своих докладах осветили различные аспекты развития системы подготовки дефектологических кадров, представили разные подходы к определению перспектив этого развития с учетом традиций, регионального опыта, кадровой ситуации в инклюзивных организациях общего образования, отметили важность подготовки каров высшей квалификации, актуальность обновления базовых учебников.
Конференция была продолжена работой двух дискуссионных площадок «Проектирование образовательных программ в соответствии с задачами совершенствования системы высшего образования» и «Формирование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов», модераторами площадок выступили Елена Владимировна Кулакова, к.пед.н., декан дефектологического факультета Института детства МПГУ, Ольга Святославна Орлова, д.пед.н., профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, главный научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, ведущий научный сотрудник «Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА», вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов России, Татьяна Сергеевна Никандрова, к.пед.н., заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, Ильшат Назифович Нурлыгаянов, к.психол.н., Старший научный сотрудник Лаборатория технологий и средств психолого-педагогической абилитации Института коррекционной педагогики.
Участниками конференции стали более 700 человек, среди которых представители 21 вуза, где осуществляется подготовка дефектологических кадров, а также руководители, методисты организаций общего образования, здравоохранения, студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые из 64 регионов Российской Федерации.