Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки современного учителя начальных классов»

Новости МПГУ

30–31 мая 2024 г. в Институте детства на базе факультета начального образования состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки современного учителя начальных классов». Конференция объединила учёных, педагогов, студентов, учителей начальных классов, методистов и руководителей образовательных организаций из 18 городов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Луганск, Псков, Липецк, Самара, Томск, Волгоград, Киров, Тверь, Тула, Екатеринбург, Туапсе, Ижевск, Челябинск, Ульяновск, Якутск, Шадринск, Саранск) – всего свыше 140 докладов, более 250 участников. Активное участие в конференции приняли преподаватели Института детства, Института истории и политики, Института физики, технологии и информационных систем, Колледжа МПГУ, а также Института стратегии развития образования РАО.

Конференция состоялась в смешанном формате. Для дистанционных участников была организована YouTube-трансляция.

Пленарное заседание было открыто приветственными словами Балабаевой Екатерины Александровной, проректора по учебно-методической работе, начальника Учебно-методического управления МПГУ; Алмазовой Анны Алексеевны, директора Института детства, заведующего кафедрой логопедии Института детства МПГУ, доктора педагогических наук, доцента; Степановой Светланы Вячеславовны, шеф-редактора журнала «Начальная школа», старшего научного сотрудника, кандидата педагогических наук, которые отметили важную роль и ценность конференции для обмена опытом подготовки педагогов начального общего образования и пригласили к дальнейшему сотрудничеству педагогические вузы и общеобразовательные организации России.

Приветствия в адрес конференции прислали:

Кочетова Наталья Геннадьевна, декан факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета;

Рудь Мария Валентиновна, директор Института педагогики и психологии Луганского государственного педагогического университета;

Корпусова Юлия Анатольевна, и.о. заведующего кафедрой русского языка с методикой начального обучения Тверского государственного университета;

Кузнецова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева.

С музыкальным приветствием участников конференции выступили студенты факультета начального образования Института детства МПГУ.

Информационными партнёрами конференции выступили журналы «Начальная школа», «Образовательные технологии», «Педагогические технологии», «Журнал педагогических исследований».

Работу пленарного заседания открыл доклад советника при ректорате, директора Института профессионального развития педагогов, заведующего кафедрой русской литературы XX-XXI веков МПГУ, доктора филологических наук, профессора, Трубиной Людмилы Александровны, которая рассказала о ценностных подходах к развитию педагогического образования: пилотном проекте МПГУ.

В своём докладе Олейникова Марина Анатольевна, декан факультета начального образования Института детства, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, представила опыт пилотного проекта базового высшего образования факультета начального образования Института детства МПГУ: первые итоги и перспективы.

Значимость раннего исторического просвещения и новых компетенций учителя начальных классов для студентов базового высшего образования осветила Несмелова Марина Леонидовна, заместитель директора по учебной работе Института истории и политики МПГУ, доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат педагогических наук, доцент (совместный доклад с Клименко Андреем Владимировичем, первым заместителем директора – заместителем директора по учебно-методической работе Института истории и политики, доцентом кафедры истории России Института истории и политики МПГУ, кандидатом исторических наук).

Следующий пленарный доклад был посвящён важнейшей проблеме подготовки студентов к развитию у младших школьников личностных функций на историческом материале курса «Окружающий мир» (Соловьева Татьяна Анатольевна, профессор кафедры образовательных технологий Института образования и социальных наук Псковского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор (г. Псков).

Проектирование программ рефлексивно-ориентированной профессиональной подготовки педагога начального образования в специализированном высшем образовании обозначила Землянская Елена Николаевна, заведующий кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор.

Граничина Ольга Александровна, заведующий кафедрой начального естественно-математического образования Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), рассказала о магистерской подготовке педагогов в области начального образования: проблемы и перспективы развития.

С докладом «Распределённый методический центр по начальному образованию: перспективы совместного развития» выступила Савинова Людмила Юрьевна, заведующий кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).

Захарова Мадлен Мохамедовна, заместитель директора Технопарка, заместитель директора по дополнительному образованию Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, представила доклад на тему «Педагогические Технопарки и Кванториумы в роли площадок для подготовки учителей начальных классов».

Завершил пленарную часть доклад Дигиной Аллы Георгиевны, руководителя центра начального образования АО «Издательство «Просвещение», автора пособий по начальному образованию, эксперта МЦКО, о ценностных ориентирах в начальной школе как приоритете современного образования.

После пленарной части конференции начали работу восемь секций:

«Актуальные вопросы проектирования и реализации образовательных программ подготовки учителя начальных классов в системе высшего образования» (модератор: Землянская Елена Николаевна, заведующий кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор).

«Актуальные вопросы семейного воспитания младших школьников в современных условиях: лучшие практики в Год семьи» (модератор: Борисова Елена Викторовна, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент).

«Актуальные вопросы преподавания учебных дисциплин в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО (предметные области «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык»)» (модератор: Соловьева Юлия Игоревна, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук).

«Актуальные вопросы преподавания учебных дисциплин в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО (предметные области «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (“Окружающий мир”)», «Искусство», «Технология»)» (модераторы: Бахтина Ольга Витальевна, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент. Галямова Эльмира Махмудовна, заместитель директора по дополнительному образованию, заведующий кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент).

«Технологии социального воспитания младших школьников в современном образовательном учреждении» (модератор: Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор).

«Актуальные вопросы инклюзивного образования в начальной школе» (модератор: Кулакова Елена Владимировна, декан дефектологического факультета Института детства, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент).

«Актуальные вопросы проектирования и реализации образовательных программ подготовки учителя начальных классов в системе среднего профессионального образования» (модератор: Штильман Наталья Валерьевна, заместитель директора Колледжа МПГУ, преподаватель профессиональных дисциплин и модулей специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук).

«Секция молодых учёных» (модератор: Бабина Елена Дмитриевна, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук).

Работа конференции включала актуальный формат обсуждения дискуссионных проблем: дискуссионная площадка «Вуз – школе, школа – вузу». Тема: «Современный школьник: вариативность развития, новые педагогические задачи, разнообразие образовательных маршрутов» (модератор: Живодрова Татьяна Алексеевна, заместитель декана факультета начального образования Института детства, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук). Участники дискуссионной площадки дискутировали, спорили, выполняли различные интерактивные задания, подготовленные спикерами.

Спикерами «Школа – вузу» выступили учителя московских школ: Школа №24 имени М.Б. Раковского, Школа №548 «Царицыно», Школа №875, а также тверской школы РАО МБОУ СОШ № 34.

Спикерами «Вуз – школе» выступили Борисов Владимир Юрьевич, директор Музея МПГУ, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ (тема: «Актуальные проблемы школьной практики «молодого специалиста» и их решение в свете реализации базового высшего образования») и Живодрова Татьяна Алексеевна, заместитель декана факультета начального образования Института детства, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук (тема: «Проектирование учебных планов программ базового высшего образования в системе подготовки учителей начальных классов»).

Участники конференции приняли участие в интересных мастер-классах, которые провели преподаватели факультета начального образования Института детства МПГУ и учителя ГБОУ г. Москвы «Школа № 875».

Фотосъёмку конференции обеспечил главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий Савин Сергей Леонидович.

Для участников и гостей конференции была проведена экскурсия в Музей истории МПГУ, организованная его директором Борисовым Владимиром Юрьевичем.

Декан факультет начального образования Института детства Олейникова Марина Анатольевна подвела итоги конференции, программа которой получилась содержательной, насыщенной и плодотворной. В завершении мероприятия была принята резолюция, одним из решений которой стало планирование проведения международной конференции, посвящённой проблемам подготовки современного учителя начальных классов.

Программа 30-31 мая

 

04 / 06 / 2024

Показать обсуждение