23-24 ноября 2023 г. кафедра логопедии Института детства совместно с Межрегиональным Союзом дефектологов и Союзом реабилитологов России при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации провела III Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего». Конференция посвящена 120-летию со дня рождения первого заведующего кафедрой С.С. Ляпидевского.
Мероприятие открыла директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, д.пед.н. А.А. Алмазова. В своем выступлении она зачитала приветственное письмо первого заместителя Министра просвещения А.В. Бугаева к участникам конференции и обозначила основное направление работы конференции – развитие научных школ в области логопедии. С приветственными словом к участникам конференции обратился ректор МПГУ, д.ист.н., профессор, академик РАО А.В. Лубков. Гостей, слушателей, организаторов конференции также приветствовали директор Института коррекционной педагогики РАО, заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, член-корреспондент РАО, д.п.н. Т.А. Соловьева; директор Корпоративного университета московского образования, депутат Московской городской Думы, Президент Российской ассоциации дислексии, д.пед.н. М.Н. Русецкая; профессор кафедры логопедии МПГУ, Почетный профессор МПГУ, президент Межрегионального Союза дефектологов, д.пед.н. Т.Б., Филичева; председатель Союза реабилитологов России, главный специалист по медицинской реабилитации Министерства Здравоохранения России, заведующий отделом медицинской реабилитации ФЦЦПИ, заведующий кафедрой медицинской реабилитации факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И. Пирогова, д.м.н. Г.Е. Иванова.
В течение первого дня прошли два пленарных заседания. Первый доклад д.п.н. А.А. Алмазовой задал тон всей конференции, обозначил основные проблемы и задачи, стоящие перед логопедией как наукой, показал необходимость преемственности и актуализации междисциплинарных связей в научных исследованиях и профессиональной подготовке кадров. Истоками этих позиций во многом являлись идеи профессора С.С. Ляпидевского – основателя кафедры логопедии МПГУ.
Дальнейшее развитие эта проблематика получила в докладах о научных школах в РГПУ имени А.И. Герцена (д.пед.н. Л.В. Лопатина), ИКП РАО (к.пед.н. Е.Л. Ворошилова), СГУ им. Н.Г. Чернышевского (д.филол.н. В.П. Крючков), видеодокладе о системе логопедической помощи в Узбекистане (д.пед.н. Л.Р. Муминова) и др. Глубокий интерес слушателей вызвали доклады о персонализированной логопедической помощи детям с нарушениями речи и коммуникации (д.пед.н. Т.Б. Филичева, д.пед.н. Т.В. Туманова, МПГУ), о здоровье голоса как междисциплинарной проблеме (д.пед.н О.С. Орлова, МПГУ), об истории и современных подходах к изучению дислексии (д.псих.н., к.мед.н. А.Н. Корнев, СПбГПМУ). Важные темы раскрыли доклады о дифференциальной диагностике нарушений плавности речи (д.пед.н. Ю.О.Филатова, МПГУ), о коррекции заикания (д.психол.н. Н.Л Карпова, ПИ РАО; А.И. Шувиков; Н.А.Ситникова, онлайн-школа “Правильная речь”), о междисциплинарности исследований речевых нарушений (д.психол.н. Т.Г. Визель, МИП), психологической экологии, ее категориях и факторах (д. психол.н О.Н Усанова, МИП).
Завершил работу первого дня конференции круглый стол «Вспоминая С.С.Ляпидевского», на котором в неформальной обстановке ученики С.С. Ляпидевского делились интересными моментами общения с Учителем, подчеркивали его удивительные личностные и профессиональные качества.
Программа работы конференции была насыщена научными событиями и профессиональным общением. Конференция стала местом проведения открытых лекций, в ходе которых были представлены нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития (И.И. Панченко-Миль), а также стратегии и технологии современного преподавания русского языка в детском возрасте в условиях билингвизма (Е.А. Хамраева, МПГУ).
Большой интерес у участников конференции вызвали мастер-классы, раскрывающие технологии неинвазивной стимуляции «Логотренер» в коррекции миофункциональных и речевых нарушений у детей (Т.В. Туманова, МПГУ) и специфику работу логопеда с обучающимися с расстройствами аутистического спектра (А.В. Харенкова, Инклюзивный центр «Сотри Границы»).
Секционные заседания были посвящены обсуждению таких вопросов, как актуальные тенденции профессионального развития логопеда, работающего в разных институциональных условиях; междисциплинарные аспекты диагностики и коррекции речевых нарушений у подростков и взрослых, получающих логопедическую помощь в системах здравоохранения и образования; современные векторы логопедических исследований и систематизация логопедического тезауруса; содержание и технологии коррекционного воздействия в разном возрасте; изучение, предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения; многоаспектные и междисциплинарные исследования структуры речевого дефекта у детей.
Интересным для слушателей и гостей конференции было онлайн-обсуждение постерных докладов. Было представлено более 60 докладов, тематика которых отвечала интересам и проблемам, заявленным на конференции. Содержание постерных докладов вызвало заинтересованность у аудитории, участники обсуждения задавали вопросы авторам, дискутировали, предлагали свой взгляд на обсуждаемую проблематику.
В ходе работы шести секционных заседаний было сделано 77 докладов, в которых были раскрыты актуальные темы, обозначены научные перспективы и представлены достижения и проблемы практической деятельности логопедов.
География конференции очень широка, среди участников – представители разных регионов Российской Федерации и ряда других стран, в их числе Азербайджан, Беларусь, Иран, Сирия, Узбекистан.
Мероприятие объединило заинтересованных преподавателей организаций высшего образования, сотрудников научно-исследовательских институтов, руководителей и педагогов, психологов организаций общего и дополнительного образования, представителей системы здравоохранения и социальной защиты, студентов, магистрантов, аспирантов.
К трансляции мероприятий конференции на канале ютуб ежедневно подключались более 2900 слушателей.
Участники конференции высоко оценили научно-методический уровень и организацию такого масштабного мероприятия.
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
Мероприятие проходит в рамках Научно-педагогического марафона «Педагогические университеты России: по пути К.Д. Ушинского» (серия научно-практических конференций) в соответствии с п. 4 р. 2 Плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 г. № 399-р.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023