5–6 декабря 2022 г. в Российской академии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество Бориса Михайловича Неменского в истории России», посвященная 100-летию юбиляра.
Борис Михайлович Неменский – живой классик российского и советского изобразительного искусства, Народный художник Российской Федерации, академик Российской академии образования и Российской академии художеств, лауреат президентской и правительственной и многих других премий. Под его руководством разработан принципиально новый подход к эстетическому воспитанию и художественному образованию детей, основанный на поэтапном раскрытии в сознании ребёнка связей его личного мира с искусством.
В рамках конференции выступили представители федеральных министерств, ведущих художественных и педагогических вузов Москвы, академики Российской академии образования и Российской академии художеств. Кроме того, на конференции состоялись показ фильма о творчестве Б.М. Неменского, презентация выставки детских рисунков, а также учебников, учебных пособий, монографий и методических материалов Б.М. Неменского.
С приветственным словом к юбиляру от имени ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова обратился директор Института изящных искусств МПГУ Андрей Александрович Коновалов, который подчеркнул огромный вклад Неменского Б.М. в культуру России и особо в образовательную деятельность. Биография Неменского Бориса Михайловича тесно связана с его творчеством, которое он не оставил даже во время войны. Его юность прошла в Москве, в самом центре столицы, на Сретенке. Сразу после войны Б. М. Неменский окончил Художественный институт имени В.И. Сурикова в Москве, после чего стал заниматься педагогической деятельностью. Преподавать Б.М. Неменский начал в МГПИ имени В.И. Ленина, а в 1966 году перевелся на художественный факультет ВГИКа. За годы своего преподавания Б.М. Неменский обучил десятки молодых людей, которые стали мастерами-художниками, некоторые из них продолжили педагогическую деятельность в различных российских университетах.
В 1981 году была издана книга Неменского Бориса Михайловича «Мудрость красоты», в которой художник поднял очень важные вопросы об эстетическом воспитании детей в сфере школьного образования. Он активно подчеркивал важность введения художественных предметов в школьную практику, чтобы правильно формировать мышление современной молодежи и их активную гражданскую позицию. Коновалов А.А. пожелал юбиляру от имени руководства МПГУ и от себя лично здоровья и творческого долголетия.
В рамках конференции проходила научная секция «Б.М. Неменский: творческое наследие художника в системе высшего образования». Модератор – Станислав Петрович Ломов, академик РАО и РАХ, д.п.н., профессор, научный руководитель художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.
С теплыми словами приветствиями и добрыми пожеланиями к юбиляру и к участникам конференции обратился академик РАО и РАХ, д.п.н., профессор, научный руководитель художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ – Станислав Петрович Ломов.
В своем докладе «Научно-педагогический подход Б.М. Неменского в подготовке художников-педагогов», он особо отметил роль Неменского Б.М., как создателя системы художественного развития для общеобразовательной школы и оригинальных методов профессиональной подготовки художника.
Искусство глубоко участно в формировании ценностной картины мира каждого человека. Художественное развитие в школе вводит ребенка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения. Именно искусство помогает нам наследовать и передавать, осмысливать свой собственный опыт чувств. Воспитание чувства прекрасного может служить средством к возвышению нравственного состояния человека. Поэтому предмет «Изобразительное искусство» должен быть базовым предметом и для начальной, и для основной школы. Надо учить детей чувствовать красоту в природе, потому что чувство красоты, как способность, есть в каждом человеке, но не у всех имеет одинаковую силу. Это зависит от физических свойств, от духовного состояния, а также от образования. Пробуждение чувства красоты нуждается в правильном и целенаправленном руководстве. Неверно было бы думать, что искусство не имеет иной какой-либо цели, кроме изображения красоты, придания привлекательной формы предметам.
Одной из ведущих задач воспитания личности является формирование мировоззрения. Это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей. Поэтому преподаватель, имея цель способствовать становлению мировоззрения воспитанника, должен вести соответствующую деятельность целенаправленно, используя различные пути и средства. В заключении Станислав Петрович пожелал юбиляру отличного здоровья и творческих успехов на благо нашей родной страны.
На конференции, посвященной 100-летнему юбилею народного художника Бориса Неменского, прозвучало много интересных докладов о формировании нравственных ориентиров, о сохранении культурного наследия и единстве страны.
ПОСТАНОВИЛИ:
- Консолидировать усилия традиционных методов художественного образования и инновационных технологий апробированных в концепции Б.М. Неменского.
- В связи со спецификой содержания художественного образования, рекомендовать Министерству просвещения РФ обеспечить выпуск вариативных учебников по изобразительному искусству, с целью предоставления возможности учителю шире использовать научно-методические достижения в данной области.
- Систематически проводить форумы, семинары, мастер-классы по инновациям в системе преподавания изобразительного искусства в школе.