26 апреля 2025 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательный маршрут обучающихся с нарушением слуха: от школы к колледжу», подготовленная кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института детства МПГУ.
Работа конференции была направлена на обсуждение актуальных проблем общего и профессионального образования лиц с нарушениями слуха, коррекционно-педагогической работой и психолого-педагогическим сопровождением этой группы обучающихся. В конференции приняли участие 161 человек из 46 регионов России. Свои доклады представили специалисты из Воронежа, Екатеринбурга, Курска, Майкопа, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Санкт-Петербурга, Саранска, Челябинска и др. На пленарном заседании выступили ведущие специалисты высшей школы в области сурдопедагогики, сурдопсихологии, комплексных нарушений: Т.Г. Богданова, доктора психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета («Проблемы психологической готовности подростков с нарушениями слуха к выбору профессии»); Е.З. Яхнина, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук («Междисциплинарное взаимодействие как важное условие повышения эффективности коррекционной работы по развитию устной речи у обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования»); Т.Ю. Четверикова, заведующий кафедрой дефектологического образования Омского государственного педагогического университета, кандидата педагогических наук («Многоплановая направленность учебников русского языка и развития речи, предназначенных для использования на уровне основного общего образования при обучении подростков с нарушениями слуха»), М.В. Жигорева, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета («Развитие и активизация речевых способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе профориентационной работы»). Большой интерес вызвал доклад Д.Ю. Алексеевских – начальника отдела науки, образования и трудоустройства аппарата Всероссийского общества глухих («ВОГ и образование лиц с нарушениями слуха»).
На секции «Актуальные проблемы общего и профессионального образования лиц с нарушениями слуха» были представлены доклады педагогов-практиков и молодых ученых, связанные с развитием личности подростков с нарушением слуха как условием выбора профессии, постдиагностическим этапом работы в профориентации обучающихся с нарушением слуха; раскрыты направления профориентационной работы в коррекционно-педагогическом сопровождении старшеклассников с нарушением слуха, современными механизмами активизации самоопределения и профориентации обучающихся с нарушениями слуха. Особый интерес вызвал доклад преподавателя химии Саранского строительного техникума О.В. Агеевой «Междисциплинарная интеграция химии со спецдисциплинами как фактор формирования профессиональных компетенций кадров для строительной отрасли из лиц с нарушением слуха».
Работа секции «Психолого-педагогические условия подготовки к профессиональному самоопределению на всех уровнях общего образования» была связана с обсуждением таких вопросов, как: социальные проекты, психолого-педагогическая готовность к школьному обучению обучающихся в первом дополнительном классе, эмоциональное восприятие истории через ИКТ у детей с нарушениями слуха, развитие культурных музыкальных традиций в урочной и внеурочной деятельности школьников с нарушением слуха и т.д.
Благодарим всех участников конференции за трансляцию опыта! Желаем вам профессиональных успехов и ждем в следующем году на конференцию, посвященную актуальным проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся с нарушениями слуха!
Кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики
дефектологического факультета Института детства