29 марта 2025г. на базе Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета прошёл Всероссийский открытый академический конкурс «Рисунка и живописи».
В этот же день прошло заседание жюри конкурса. Жюри работало в непривычном для традиционного понимания формате: члены жюри обсуждали конкурсные работы совместно с руководителями групп и преподавателями, привезшими своих учеников. Обсуждение проходило открыто, но окончательное решение о присуждении наград принималось членами жюри путем открытого голосования. Протокол подписывался сразу же в присутствии всех участников обсуждения.
Формат конкурса был необычным, а его цели и задачи — принципиально новыми. Ранее ни одна школа или учреждение не проводили конкурс, посвящённый проблемам композиционного эскиза. Поэтому перед организаторами стояла серьёзная задача — заранее ознакомить потенциальных участников с концепцией конкурса. Для этого проводились методические консультации, рассылались обучающие видеоролики и специальная литература.
Одной из ключевых методических задач было вовлечение в работу жюри как можно большего числа преподавателей, приехавших на конкурс. Состав жюри был расширен, что позволило педагогам получить ценный опыт участия в подобных мероприятиях.
Обсуждение проходило эмоционально и динамично. Параллельно приходилось разъяснять цели и задачи конкурса, поскольку не все члены жюри обладали достаточным опытом оценки работ, связанных с эскизами. Эта тема часто воспринимается схематично и шаблонно, поэтому организаторы подошли к ней творчески, учитывая комплексный подход к основам изобразительной грамоты.
Неслучайно конкурс получил название «Конкурс рисунка и живописи», а номинация — «Композиция». Вопросы композиции решаются не только в рамках отдельной дисциплины, но и в учебных задачах по рисунку и живописи, что делает эти направления неразрывно связанными.
Жюри оказалось представительным: в него вошли педагоги художественно-графического факультета МПГУ (имеющие опыт судейства на подобных конкурсах), опытные преподаватели художественных школ, а также педагоги, приехавшие в качестве руководителей групп. Это сочетание специалистов с разным профессиональным бэкграундом вызвало живой интерес и активное участие в обсуждении.
Результаты конкурса оказались объективными, и на их основе планируется выпустить аналитический материал. В него войдёт разбор работ, оценка ошибок и успехов участников, а также общие выводы. Конечная цель конкурса — привлечь как можно больше школ к работе в рамках классических академических программ, понимаемых комплексно и системно.
Состав жюри конкурса:
- Зубрилин Константин Михайлович, декан художественно-графического факультета Института изящных искусств, заведующий кафедрой живописи, кандидат педагогических наук, доцент, представил доклад на тему: «Роль ХГФ в подготовке педагогов по изобразительному искусству».
- Руднев Иван Юрьевич., заместитель декана ХГФ ИИИ по научной работе, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства им. Н.Н. Ростовцева, кандидат педагогических наук, доцент РАО.
- Горлов Олег Иванович, старший преподаватель кафедры живописи, директор детской художественной школы, член профессиональных ассоциаций и союзов, обсудил вопрос начального курса изобразительной грамоты и его роли в формировании необходимых навыков: «Начальный курс изобразительной грамоты – основа формирования необходимых навыков. Методическое наследие и его применение в современных условиях».
- Филимонов Александр Иванович, доцент кафедры рисунка художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.
- Танделов Борис Дариспанович, доцент кафедры рисунка художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.
- Внукова Нелли Юрьевна,художественное отделение в Жуковской детской школе искусств №2, член Общероссийского общественного методического совета, член ТСХ РФ, эксперт НМЦ Министерства культуры МО.
- Савенкова Дарья и Де Уриарте Анастасия, педагоги «Правильной художественной школы».
Организаторы Конкурса:
Художественно-графический факультет Института изящных искусств МПГУ
Методическое сопровождение:
Всероссийский методический совет по предпрофессиональному художественному образованию, председатель Горлов Олег Иванович,
«Правильная художественная школа», директор Фахрутдинова Кира Шамильевна, которая выступила ещё и спонсором, предоставившим победителям доступ к онлайн урокам.
Организационное сопровождение мероприятия:
Фонд поддержки и развития художественного образования, исполнительный директор Верулашвили Ирина Валентиновна.
Чивирёва Наталья Александровна, инженер кафедры декоративного искусства и художественных ремесел, ответственная за профориентацию на факультете.
Помощь в проведении конкурса: студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.