16 февраля 2022 г. на базе Московского педагогического государственного университета состоялся Всероссийский круглый стол «Апробация и внедрение вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России с использованием материалов проекта «Без срока давности» (по результатам реализации образовательных программ 2021 года). Круглый стол организован Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) и Ассоциацией развития педагогического образования (АРПО).
Модераторы круглого стола: Склярова Наталья Юрьевна, проректор МПГУ, заместитель Председателя АРПО, советник Министра просвещения РФ; Байдарова Ольга Ивановна, начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ.
С приветственным словом к участникам обратилась Склярова Наталья Юрьевна, заместитель Председателя АРПО, проректор МПГУ. Она отметила, что проект «Без срока давности» является пространством для диалога. Апробация и внедрение вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» являются частью большого международного проекта «Без срока давности». Образовательный модуль «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» имеет в современных условиях очевидную значимость и актуальность. Сегодня особое значение приобретает формирование гражданской идентичности российской молодежи на основе традиционных устойчивых ценностей.
Засорин Сергей Алексеевич, директор Международного центра педагогического образования МПГУ и Шаповалов Владимир Леонидович, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, исполнительный директор АРПО презентовали вариативный модуль «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» с использованием материалов проекта «Без срока давности» для внедрения в образовательные программы образовательных организаций среднего профессионального образования в 2022 г., подчеркнув важность формирования гражданской идентичности будущего учителя России и его воспитанников на основе развития патриотических ценностей, заложенных в проекте «Без срока давности».
Об итогах апробации вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» и результатах реализации курсов повышения квалификации «Преподавание вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» и «Современные подходы к преподаванию школьных курсов истории и обществознания по тематике Великий Отечественной войны», прошедших в 2021 году сообщила Байдарова Ольга Ивановна, начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ.
В 2021 году вариативный модуль был успешно апробирован в 5 организациях СПО из 4 регионов РФ, обучение по программе модуля прошли 428 студентов колледжей. По программе повышения квалификации «Преподавание вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» было обучено 57 преподавателей образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, представляющих 25 учреждений из 19 регионов. По программе повышения квалификации «Современные подходы к преподаванию школьных курсов истории и обществознания по тематике Великий Отечественной войны», которая дополняет предыдущую программу, было обучено 55 преподавателей из 37 учреждений 21 региона РФ.
Результатами апробации вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» на местах поделились ее участники: Мальцева Ольга Александровна, заместитель директора по научно-методической работе КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша», кандидат педагогических наук; Посысаева Екатерина Викторовна, преподаватель истории ГБУ КО ПОО «Кировский педагогический колледж»; Журавлёва Ольга Владимировна, заместитель директора по учебной и воспитательной работе ГБУ КО ПОО «Слободской колледж педагогики и социальных отношений» и Кайсина Юлия Витальевна, преподаватель Слободского колледжа педагогики и социальных отношений; Власова Анастасия Юрьевна, преподаватель кафедры филологии ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»; Пехенько Ольга Вячеславовна, методист ГАПОУ СМПК «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж». Выступающие единогласно отметили большую значимость внедрения вариативного модуля в образовательный процесс, поделились используемыми в ходе обучения методическими наработками, описали трудности, с которыми столкнулись в процессе реализации модуля.
В подготовке и проведении круглого стола активное участие приняли руководитель и сотрудники Дирекции изучения истории МПГУ. Минаков Андрей Сергеевич, директор Дирекции изучения истории МПГУ раскрыл научно-исторические аспекты реализации проекта «Без срока давности», поделился опытом и планами работы Дирекции изучения истории МПГУ по реализации проекта «Без срока давности», анонсировал проведение фестиваля музеев образовательных организаций, запланированный «дорожной картой» (планом мероприятий) Минпросвещения РФ по реализации проекта «Без срока давности», создании виртуального образовательного музея проекта «Без срока давности» и предложил коллегам принять участие в указанных мероприятиях.
В заключение круглого стола Байдарова Ольга Ивановна, начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ, сделала сообщение о поставленной Министерством просвещения РФ на 2022 год задаче внедрения вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» в образовательный процесс организаций СПО, а также об организации очередного набора на программы повышения квалификации «Преподавание вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» и «Современные подходы к преподаванию школьных курсов истории и обществознания по тематике Великий Отечественной войны».
Представленная информация и выступления спикеров вызвали живой отклик участников круглого стола. Представители образовательных организаций выразили слова благодарности организаторам мероприятия и отметили насущную необходимость включения вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» в учебный процесс. В адрес организаторов поступили положительные отзывы как по самим предлагаемым образовательным программам, так и по результатам апробации, предложения о дальнейшем сотрудничестве и пожелания новых встреч. В частности, Палиевой Надежды Андреевны, советника проректора, и.о. декана психолого-педагогического факультета Северо-Кавказского федерального университета, поступило предложение о проведении Всероссийской научно-практической конференции по проблеме формирования гражданской идентичности.
В связи с этим организаторами мероприятия была анонсирована на конец марта 2022 г. следующая встреча – вебинар по вопросам апробации и внедрения вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России с использованием материалов проекта «Без срока давности», а также принято решение о разработке и направлении участникам круглого стола Методических рекомендаций по использованию вариативного модуля в образовательном процессе организаций СПО после 15 марта 2022 г.
Мероприятие прошло в онлайн формате на платформе BigBlueButton. Зарегистрировано 72 подключения из разных регионов Российской Федерации – педагоги образовательных организаций среднего профессионального образования, институтов развития образования, вузов.
От МПГУ в работе круглого стола также приняли участие: Горохов С.А., заместитель директора ИСГО по воспитательной работе, заместитель директора ЦФО; Безбородова С.Г., начальник Управления общественных проектов; Сергунина С.В., заместитель начальника Управления непрерывного педагогического образования и ведущие специалисты Управления – Кубланова Н.М., Пономарёва Т.В., Наумченко С.А.
Внимание!!! Открыта регистрация на курсы повышения квалификации:
Очередной поток курсов повышения квалификации, реализуемых средствами ЭО и ДОТ на бюджетной основе, пройдет с 28 февраля по 21 марта 2022 г.
Обязательная предварительная регистрация слушателей курсов производится по ссылкам:
– «Современные подходы к преподаванию школьных курсов истории и обществознания по тематике Великой Отечественной войны» (36 час.) https://forms.gle/V5SUKkVUGhn3fyFf6
– «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» (36 час.) https://forms.gle/aCLM5P38b4S4ETw89