Во вторник, 3 декабря 2024 года, в рамках проведения нового профессионального праздника “День математика”, установленного по инициативе президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего при активном участии ректорского корпуса в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации, на базе Института детства Московского педагогического государственного университета состоялось Всероссийское совещание по проблемам дошкольного и начального математического образования. В работе совещания приняли активное участие ведущие эксперты в области обучения математике дошкольников и младших школьников.
Открылось совещание приветствием ректора МПГУ, академика РАО, доктора исторических наук, профессора Алексея Владимировича Лубкова, который отметил огромное внимание руководства страны к вопросам развития математического образования в России на всех уровнях, от дошкольного до вузовского.
«Дата 1 декабря выбрана в честь дня рождения Николая Ивановича Лобачевского, выдающегося российского математика. Лобачевский сделал открытия в области геометрии, показав, что классическая геометрия Евклида имеет свое продолжение. К проведению этого праздника нашему Московскому педагогическому государственному университету было поручено провести семинар-совещание по проблемам дошкольного и начального математического образования. Этот семинар направлен на развитие математического образования дошкольников и младших школьников. Именно в данном возрасте закладываются основы логического мышления и формируется целостная картина мира, в структурировании которой математика играет весьма важную роль. И поэтому обсуждение вопросов преподавания математики в начальной школе и в дошкольном возрасте является весьма важным и своевременным», – сказал Алексей Лубков.
Модераторами семинара-совещания выступили Олейникова М.А., канд. пед. наук, декан факультета начального образования Института детства МПГУ, и Парамонова М.Ю., канд. пед. наук, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Техническую поддержку осуществляли Дробышев Е.Ю. и Шилтова О.И.
В дискуссионном блоке №1 “Научно-методические основы современного математического образования дошкольников и младших школьников” были заслушаны следующие доклады:
- Психологические аспекты введения в математику в старшем дошкольном возрасте (Веракса А.Н., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО)
- История и современные проблемы математического образования детей дошкольного возраста (Изотова Е.И., канд. психол. наук, заведующий кафедрой возрастной психологии; Павлова Л.И., канд. пед. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ)
- Начальное математическое образование и действующий ФГОС НОО (Чекин А.Л., доктор пед. наук, заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
- Программирование на занятиях в детском саду и начальной школе (Леонов А.Г., канд. физ.-мат. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории вычислительных методов Механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
В дискуссионном блоке №2 “Непрерывность и преемственность математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста” были заслушаны три “бинарных” доклада:
- Особенности развития счетной деятельности, формирования вычислительных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Лаптева Т.В., старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ; Бахтина О.В., канд. пед. наук, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
- Развитие представлений и понятий о геометрических фигурах и величинах у детей в детском саду и начальной школе (Гордеева Л. Н., старший воспитатель, Кошкина И.С., заведующий МБДОУ № 47 Радужный, г. Новочебоксарск; Редько З.Б., канд. пед. наук, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
- Проблемы преемственности в формировании математических знаний и умений у детей в дошкольных учреждениях и начальной школе (Стожарова М.Ю., канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова; Ершова О.А., зам. зав. по учебно-воспитательной работе МБДОУ детский сад № 169 г. Ульяновска; Немкина Е.С., старший преподаватель кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
В дискуссионном блоке №3 “Обеспечение качества математического образования дошкольников и младших школьников в современном образовательном пространстве” прозвучали доклады по двум темам:
- Действующие учебные пособия по математике для дошкольников и младших школьников и перспективы разработки согласованного учебно-методического обеспечения по математике для работы в детском саду и начальной школе (Павлова Л.И., канд. пед. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ; Вазлеев В.А., руководитель начальной школы, ГАОУ г. Москвы «Школа № 548»; Рыдзе О.А., канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения»)
- Совершенствование системы подготовки педагогических кадров для обеспечения качественного математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Еник О.А., канд. пед. наук., доцент кафедры “Педагогика и психология” Гуманитарно-педагогического института ТГУ; Кочетова Н.Г., канд. физ.-мат. наук, декан факультета начального образования СГСПУ).
Завершилось совещание принятием резолюции, в которой нашли отражение все важнейшие предложения, прозвучавшие на данном совещании.