Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ совместно с «Национальной родительской ассоциацией социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (НРА), Региональной общественной организацией инвалидов «Новая линия» и Автономной некоммерческой организацией «Агентство социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей «Моя семья»» организовал и провел 31 октября 2023 года Всероссийский вебинар по обсуждению организационно-методической модели образовательной среды ДОО, включающей элементы природного и социокультурного пространства для осуществления творческих инициатив и активности ребенка (далее – Вебинар). Проект реализован по поручению Министерства просвещения РФ, Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования в рамках исполнения проекта Минпросвещения РФ по созданию и совершенствованию современных игровых технологий в практике дошкольных образовательных организаций. Целью Вебинара стал обсуждение методических рекомендаций преподавателей Факультета в области игровых технологий, организации медиаобразовательной среды ДОО и организационно-методической модели образовательной среды ДОО с экспертами в области дошкольного образования, воспитателями и педагогами ДОО, представителями научных или образовательных площадок в сфере развития образования или педагогики; знакомство педагогического сообщества с результатами реализации проекта.
В вебинаре приняли участие более 70 человек из 12 субъектов Российской Федерации. Продолжительность Вебинара 150 минут.
Председательствовали на Вебинаре декан Факультета дошкольной педагогики и психологии Парамонова Маргарита Юрьевна, ответственный секретарь Координационного совета НРА Гусев Алексей Владимирович и преподаватель АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Дядюнова Ирина Александровна. Открыл Вебинар Гусев А.В. приветственным словом к участникам Вебинара. Парамонова Маргарита Юрьевна охарактеризовала актуальность и значимость проекта, определила цель проведения Вебинара и его задачи.
О содержании методических рекомендаций по созданию и совершенствованию современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций и различных видах детской деятельности рассказали профессор кафедры возрастной психологии МПГУ, к.пс.н. Т.П. Авдулова и доцент кафедры возрастной психологии МПГУ, к.пс.н. Г.Р. Хузеева. Разработан алгоритм реализации игровых технологий, дано обоснование актуализации использования игровых технологий в пяти образовательных областях и различных видах детской деятельности.
О содержании методических рекомендаций по созданию и совершенствованию медиаобразовательной среды в дошкольном образовании, обеспечивающей воспитание духовно-нравственной личности, развитие творческих способностей, актуальной и потенциальной одарённости ребёнка в совместных медиапроектах всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей дошкольного возраста) рассказала Доцент кафедры дошкольной педагогики, к.п.н. Т.В. Калинина. Охарактеризовав методические приёмы и формы родительского просвещения в области духовно-нравственного воспитания, развития творческих и познавательных способностей, актуальной и потенциальной одарённости ребёнка с помощью медиаобразовательной среды, Т.В. Калинина проиллюстрировала их конкретными примерами медиапроектов.
Заведующий кафедрой возрастной психологии МПГУ, к.пс.н. Е.И. Изотова представила на Вебинаре организационно-методическую модель образовательной среды ДОО, включающую элементы природного и социокультурного пространства для познавательного развития, осуществления творческих инициатив и активности ребенка (экология творчества, нравственности, общения). Е.И. Изотова дала характеристику цели и задачам организационно-методической модели образовательной среды ДОО, определила основные целевые группы – участников и потребителей – модели образовательной среды ДОО. Яркая инфографика позволила участникам наглядно увидеть системную структуру модели, определяющую развивающую пространственно-предметную среду и развивающую среду межличностного взаимодействия. Результатом реализации модели становятся целостные формы поведения детей: непротиворечивая, безопасная картина мира, высокий познавательный интерес и творческое отношение к миру, личностные качества (самостоятельность, инициативность, субъектность, психологическое здоровье и эмоциональное благополучие), способность к коммуникации и совместной деятельности
Среди выступлений экспертов необходимо выделить развернутую, содержательную оценку результатов проекта, которая была дана Булавкиной Еленой Борисовной, к.п.н., заместителем председателя Ассоциации работников дошкольных образовательных организаций Московской области. Е.Б. Булавкина подчеркнула статус и значимость проекта.
Казарова Екатерина Геннадьевна сделала ряд предложений по оптимизации реализации методических рекомендаций по развитию и совершенствованию медиаобразовательной среды в ДОО.
Дядюнова Ирина Александровна, подводя итоги Вебинара, подчеркнула масштаб проделанной совместной работы многих специалистов, оригинальность и новизну разработок и необходимости внедрения методических рекомендаций и модели образовательной среды в практику работы ДОО.
В заключении М.Ю. Парамонова подвела итоги работы участников Вебинара и выразила благодарность разработчикам проекта и экспертам, совместная работа которых позволила качественно реализовать проект.