В Институте детства МПГУ прошёл один из самых масштабных и вдохновляющих образовательных проектов этого года – Всероссийский смотр-конкурс рабочих тетрадей «Планета детей». Это событие объединило педагогов, родителей и детей со всей России и ближнего зарубежья, превратив Институт детства в настоящий центр инноваций, творчества и профессионального диалога.
Яркое открытие и международный масштаб
Конкурс стартовал в ноябре 2024 года и был посвящён 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, что придало мероприятию особую атмосферу патриотизма и сопричастности к истории страны. В этом году конкурс впервые приобрёл по-настоящему международный размах: в финале было представлено 72 проекта из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Иркутска (Россия), а также Беларуси, Казахстана, Абхазии, Греции и Китая.
Творчество без границ: номинации и участники
Участники конкурса представили авторские рабочие тетради по трём ключевым направлениям:
- развитие элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром,
- развитие речи, обучение произношению и грамоте,
- патриотическое воспитание (особая номинация, посвящённая юбилею Победы).
В конкурсе приняли участие не только опытные педагоги и дефектологи, но и студенты Института детства МПГУ, что придало проекту молодёжную энергию и свежий взгляд на образовательные технологии. Кроме того, студенческие проекты представили вузы-коллеги: Московский городской педагогический университет, Иркутский государственный университет, РГПУ имени А.И. Герцена, Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия) и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Беларусь).
Погружение в атмосферу праздника
Каждый этап конкурса сопровождался яркими творческими акциями: музыкальными и поэтическими номерами, флешмобами, благотворительными инициативами. Особое место заняла военно-патриотическая акция «Большое сердце», в рамках которой были собраны средства для поддержки музыкально-патриотического проекта «Дети поют» и детей с ограниченными возможностями здоровья.
На виртуальных площадках конкурса звучали песни на русском и абхазском, казахском и белорусском, английском и греческом, китайском языках, были организованы мастер-классы и онлайн-выставки творческих работ. В конкурсе приняли участие более 57 тысяч человек в общественном голосовании, а профессиональное жюри включало 12 ведущих экспертов в области специального и инклюзивного образования. Это знаменитые ученые – профессора и доценты вузов, методисты экспериментальных площадок дефектологического факультета и финалисты конкурса прошлых лет.
«Всероссийский смотр-конкурс «Планета детей» – уникальное и знаменательное событие в жизни особых детей, их родителей и педагогов. Много работ в каждой номинации – шикарных. Читаю проекты – и мурашки по коже!» – финалист конкурса, учитель-дефектолог А.А. Сидельникова.
Победители и новые горизонты
В числе победителей – авторы и коллективы из разных регионов России, а также представители зарубежных стран. Среди лучших работ – проекты студентов Института детства МПГУ, что стало предметом особой гордости для университета.
Всего в конкурсе 2024-2025 учебного года 30 финалистов:
- 9 победителей общественного и 13 победителей профессионального голосования,
- 8 финалистов, получивших специальные призы в рамках общественного (3 места, приз «Большое сердце») и профессионального (5 мест, приз «Инновационный подход») голосования.
Конкурс не только выявил талантливых педагогов и авторов, но и стал площадкой для обмена опытом, поиска новых решений и поддержки инноваций в образовании детей с особыми образовательными потребностями. Особую роль в этом сыграли спонсоры конкурса – ООО «Мерсибо», который предоставил победителям онлайн-подписку на компьютерные игры «Мерситеки», а также дал онлайн-доступ к инновационным программно-методическим комплексам («ГКТ» и »ВариантУм»); и ТЦ «Сфера», которая сделала для финалистов специальные сертификаты для самостоятельного выбора методических пособий (включая рабочие тетради и альбомы для детей) и необыкновенно интересных и красочных демонстрационных материалов для детей (ширмы для работы с родителями, уголки для дежурных в группах и юных защитников природы, вырубки-фигуры для проведения фронтальных занятий и индивидуальные декоративные наклейки по лексическим темам).
Институт детства МПГУ – территория вдохновения
Проведение столь масштабного и значимого мероприятия на базе Института детства МПГУ ещё раз подтвердило статус университета как ведущей площадки для развития педагогических инноваций, поддержки талантливых специалистов и формирования будущего российского образования. Среди инноваций конкурса – рабочие тетради для экспресс-диагностики детей (РЭМП, подготовка к школе и др.) и дайджест-тетради для организации работы с начинающими специалистами ДОО и педагогами-наставниками, оказывающими их методическое сопровождение.
Торжественная церемония закрытия
В этом году церемония закрытия была построена как интерактивное путешествие по «Планете детей» – каждый этап символизировал отдельный континент, посвящённый одной из номинаций конкурса. Ее открыли д.п.н., профессор, заведующая кафедрой логопедии и директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ А.А. Алмазова и к.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольной дефектологии ФГБОУ ВО МПГУ А.В. Кроткова. Церемонию вела к.п.н, профессор кафедры дошкольной дефектологии Н.В. Микляева.
Почетными гостями стали коллеги с кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена (д. п. н., профессор, заведующий кафедрой логопедии Л.В. Лопатина, д.психол. наук, профессор С.Ю. Кондратьева), департамента педагогики МГПУ (к.п.н., доценты Ю.Н. Родионова и В.Н. Сидоренко), кафедры управления образованием Новосибирского государственного педагогического университета (д.п.н., профессор Л.Б. Баряева), кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования АГПУ г. Армавира Краснодарского края (к.п.н., доцент С.И. Семенака), кафедры теории и методики специального образования ГПУ имени Янки Купалы” (Беларусь) (к.п.н., доцент Н.И. Акопян) и др. Мероприятие транслировалось онлайн для участников из регионов России и зарубежья, а на экранах демонстрировались видеопрезентации лучших проектов, интервью с членами профессионального жюри и финалистами. Благодаря этому все конкурсанты, даже находясь далеко от Москвы, смогли почувствовать себя на главной сцене события.
Кульминацией церемонии стало объявление итогов благотворительной акции, в которой приняли участие не только конкурсанты, но и гости мероприятия. Лучшие проекты, выбранные по результатам общественного и профессионального голосования, были отмечены не только дипломами, но и памятными подарками от партнёров конкурса. Особое внимание уделили номинации, посвящённой патриотическому воспитанию, и вручили специальный приз за вклад в сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны.
Финал церемонии ознаменовался словами благодарности от организаторов, членов жюри и гостей. Все отметили высокий уровень представленных работ, профессионализм участников и важность подобных проектов для развития образования и поддержки детей с ОВЗ.
«Спасибо за ваш труд и прекрасные проекты! Сохраняйте научные и культурные связи, вместе созидайте на благо мира и будущего детей», – прозвучало в заключительном обращении к участникам.
Таким образом, в этом году церемония закрытия «Планеты детей» стала не только итогом большого образовательного проекта, но и настоящим праздником творчества, инноваций и человеческого тепла, который останется в памяти каждого участника как вдохновляющий старт для новых свершений.
Дефектологический факультет Института детства