4 декабря декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, зам. директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ приняла участие в качестве пленарного докладчика во II Всероссийском совещании «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы». Совещание проводилось Министерством просвещения РФ на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Цель совещания – повышение эффективности работы по социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
Мероприятие прошло в очном и заочном форматах и объединило около тысячи человек. Системы образования субъектов РФ были представлены, в основном, на уровне заместителей руководителей исполнительных органов, осуществляющих управление в сфере образования и отвечающих за вопросы социализации обучающихся с миграционной историей. Участие в совещании также приняли представители МВД России, ФАДН России, органов местного самоуправления, образовательных организаций высшего образования, руководители образовательных организаций, в которых обучаются несовершеннолетние иностранные граждане, а также должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В ходе пленарного заседания заместитель Министра просвещения России Ольга Колударова определила актуальные вопросы государственной политики по реализации в образовательных организациях мероприятий по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская в своем выступлении обозначила задачи для исполнительных органов сферы образования по интеграции и адаптации детей иностранных граждан в российском обществе. Уполномоченный по правам ребенка Ульяновской области, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Сморода обозначила основные проблемы в защите прав и законных интересов детей России в связи с миграционной ситуацией, при этом было отмечено, что ответственность за обеспечение права ребенка на образование возлагается на родителей с миграционным статусом в той же степени, что и на родителей – граждан РФ.
Также на Всероссийском совещании были рассмотрены вопросы, касающиеся формирования законопослушного поведения детей и родителей иностранных граждан, правового положения несовершеннолетних иностранных граждан, организации их учета на территории РФ, комплексного подхода к их социальной, культурной и языковой адаптации в рамках исполнения поручений Президента России Владимира Путина и Правительства РФ, решения задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Представитель МПГУ Елена Омельченко выступила на пленарном заседании Всероссийского совещания с докладом на тему «Профессиональные компетенции педагогов и социокультурная среда как ресурсы адаптации детей с миграционной историей». Она сориентировала представителей субъектов РФ на важность формирования программ повышения квалификации для педагогов, обучающих мигрантов, по единому содержательному ядру, хотя и с учетом региональных особенностей. Было озвучено предложение о совместной подготовке на базе МПГУ и МГППУ тьюторов для субъектов РФ по тематике, связанной с вопросами обучения, языковой и социокультурной адаптации обучающихся с миграционной историей. Елена Омельченко также обратила внимание на то, что в январе 2024 года во все вузы страны, участвующие в подготовке будущих учителей, были разосланы рекомендации по включению в учебные планы модуля или дисциплины по вопросам социализации и адаптации детей с миграционной историей. Докладчиком также были озвучены тезисы о необходимости соблюдения норм российского и международного законодательства в части прав ребенка при работе с тематикой обучения детей с миграционной историей, а также о важности темы в свете поддержания отношений сотрудничества с дружественными государствами Центральной Азии.
В ходе Всероссийского совещания была организована работа секций по психолого-педагогическому сопровождению и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных обучающихся. Елена Омельченко стала сомодератором секции по языковой адаптации детей с миграционной историей, вместе с проректором по научно-исследовательской работе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. На секциях был представлен положительный опыт по социализации и адаптации несовершеннолетних иностранных граждан таких субъектов РФ, как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Московская, Воронежская и Иркутская области, Кемеровская область – Кузбасс, Красноярский край, Санкт-Петербург.
Елена Омельченко с использованием материалов
пресс-службы Минпросвещения России и МГППУ
Фото: пресс-служба МГППУ