28-30 марта 2024 г. в МПГУ прошла работа XVII Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». В этом году на конкурс было подано 197 детских исследовательских работ, из них: в гуманитарной секции – 47 работ, в естественно-научной: «Живая природа» – 66, «Неживая природа» – 47; в секции «Физика, техника и математика» – 37.
Особенность конкурса в том, что это скорее Фестиваль науки, а не состязание за 1 место. Такой формат диалога дает возможность детям приобщиться к культуре исследовательской деятельности и позиции бескорыстного поиска истины. Необходимо отметить, в этом году конкурс вызвал особый интерес и активность участников: 235 начинающих исследователей пришли в пространство педагогического университета, чтобы поделиться своими открытиями, ответить на вопросы и задать их друг другу. Самому юному участнику исполнилось 4 года, а старшему – 10 лет, как того требовали условия конкурса. Более того, второй год подряд принимают участие в конкурсе ребята из госпитальных школ «УчимЗнаем».
Безусловно, для того, чтобы обсудить такое количество работ потребовалась помощь 93 экспертов: это сотрудники Института детства, Института педагогики и психологии, МГПУ, НИУ ВШЭ, методисты и учителя партнёрских образовательных организаций, аспиранты, магистранты, студенты высших учебных заведений.
Было представлено 10 административных округов г. Москвы: ВАО, ЗАО, Новомосковский административный округ, САО, СВАО, СЗАО, Центральный административный округ, ЮВАО, ЮЗАО, ЮАО и 39 образовательных организаций, среди них: ГБОУ Школа № 293 им А.Т.Твардовского, ГБОУ Школа № 1530 «Школа Ломоносова», ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», ГБОУ Школа «Покровский квартал», ГАОУ СОШ ВО «Московский городской педагогический университет», ГБОУ Школа № 109 (госпитальные школы «УчимЗнаем»), ГБОУ Школа № 1741, ГБОУ Школа № 1514, ГБОУ Школа № 1569 «Созвездие», ГБОУ Школа № 534, ОАНО Школа «Ника», ГБОУ ДО ДТДМ «Неоткрытые острова», Медико-Биологическая школа «ВИТА», ОУ СОШ «Первая Школа», ГБПОУ «Воробьевы горы» и др.
Мероприятие открыли, обратившись с приветственными словами к детям, их родителям, наставникам, педагогам: А.А. Алмазова, директор Института детства; д.пед.н. Л.И. Адамян, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства; А.И. Савенков, член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ; А.С. Обухов, председатель жюри Московского регионального этапа профессор кафедры психологической антропологии Института детства, к.психол.н.,председатель Всероссийского этапа конкурса.
Музыкальное приветствие для гостей конкурса организовала И.Л. Масандилова, зам. директора Института детства, вместе со студентами факультета начального образования и дефектологического. Жизнеутверждающие песня и танец положили начало активной, содержательной программе Конкурса.
Конечно, мы не можем не отметить титаническую работу наших волонтеров из числа студенческого актива Института детства, которые очень близко к сердцу приняли общую задачу мероприятия, создав теплую, поддерживающую атмосферу для всех участников Конкурса, в том числе для малышей – братьев, сестер выступающих. Было видно, что студенты готовы принять на себя роль взрослого, профессионального педагога, оказывая содействие в решении возникающих проблем.
Нашим ярким фотографиям мы обязаны Оксане Сергеевне Петровой, главному специалисту Отдела технического сопровождения мероприятий Дирекции креативных программ.
В этом году Московский региональный этап «Я – исследователь» длился несколько дней. На первом этапе дошкольники и младшие школьники представляли свои работы по секциям «Живая природа», «Неживая природа», Гуманитарная секция, «Физика, техника и математика» в виде стендовых докладов. Каждый ребенок рассказывал о проведенном исследовании и его результате перед двумя разными экспертными группами. Конкурс организован таким образом, чтобы поощрить искренний интерес детей к работам друг друга, поэтому ребята могли спокойно задавать вопросы, уточнять, предлагать свои идеи, свободно перемещаясь по разным секциям.
Самостоятельность, способность поддерживать диалог, логика исследовательской работы были теми критериями, которые позволили экспертам пригласить отдельных участников на второй этап. Здесь ребятам предстояло сделать доклад на своей секции и в формате дискуссии ответить на вопросы других детей и экспертов. Работа была непростой, но живой и активной, поскольку все участники, прошедшие во второй этап, демонстрировали подлинную заинтересованность в исследованиях друг друга, способность слышать, слушать и выдерживать академический ритм.
Занявшие по итогам второго этапа 1-е места Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» получили рекомендации для участия во Всероссийском этапе, который пройдет в Сочи в конце мая.
Кафедра психологической антропологии благодарит всех причастных за помощь и содействие в организации такого масштабного События в Институте детства. Научно-методическая поддержка исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников является одним из ключевых направления работы кафедры психологической антропологии.
Текст подготовлен: Е.Б. Колосова, Е.И. Адамян
Фото: О.С. Петрова (МПГУ),
проектный офис «УчимЗнаем»