11 декабря 2024 года в Главном корпусе Московского педагогического государственного университета открылся IV Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – Будущее России!».
Форум организован Министерством просвещения Российской Федерации, Ассоциацией развития педагогического образования (АРПО), Московским педагогическим государственным университетом, Всероссийским научно-методическим центром «Философия образования».
В форуме принимают участие представители органов управления образованием, ректоры педагогических университетов и директора педагогических колледжей, руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, преподаватели вузов, студенты, а также общественные деятели и лица, проявляющие профессиональный интерес к проблемам педагогического образования.
Форум открыла первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования», советник Министра просвещения Российской Федерации Наталья Склярова. Она поприветствовала участников форума, пожелала плодотворной работы и обратилась к присутствующим в зале будущим учителям с призывом хранить историческую память, прививать ученикам уважение к победам и завоеваниям наших предков.
После торжественного открытия состоялось пленарное заседание форума «Диалог на тему: “Россия – государство-цивилизация. Миссия учителя 2040”».
На заседании были подняты ключевые для развития нашей страны и российского образования темы.
Руководитель проектов Экспертного института социальных исследований, исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования Владимир Шаповалов раскрыл понятие российской государственности через цивилизационные особенности и ценностные ориентиры. Основываясь на российской Конституции, Указах Президента Российской Федерации, трудах великих российских ученых, он показал исторические закономерности формирования концепции «Государство-цивилизация», единый, непрерывный путь развития: Княжество Русь – Московское царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация. В докладе также был затронут вопрос о традиционных духовно-нравственных ценностях как ядре национального самосознания, общероссийской гражданской идентичности, о самобытности нашей цивилизации: «Если мы зададимся вопросом, как мы представляем себя, определяем себя, мы не сможем не обратиться к нашей истории и увидим нашу страну как цивилизацию, защищающую человеческие ценности».
Доклад доктора исторических наук, профессора кафедры государственной политики ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», декана факультета истории, политологии и права ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» Вардана Багдасаряна был посвящен новой методологии преподавания истории: если мы закладываем в основу цивилизационный подход, преемственность всех периодов российской истории, ценностные константы и ориентиры, то становится очевидно, что российский исторический путь отличается от западного, что на первом месте в концепции развития должны стоять ценности, а отступление от идентичных ценностей приводит к кризисам. Поэтому новая государственная ценностная политика должна и дальше оставаться незыблемой основой российского образования.
Доктор политических наук, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик научно-методического центра «Философия образования» МПГУ Елена Бродовская посвятила свое выступление технологии обеспечения политической солидарности российских граждан в условиях международной напряженности. Она напомнила, что за тысячелетнюю историю нашей страны было много попыток завоевать, покорить ее, но никто не смог этого сделать – именно потому, что народ всегда вставал на защиту и в основе этого была солидарность. Эксперт отметила, что в главная борьба сейчас идет за мировоззрение, поэтому так важно внимание к социальным медиа, к их способности объединять или разобщать, а также – насколько значима сейчас в обществе роль учителя и педагога.
У студентов МПГУ, присутствующих на заседании, была возможность обратиться к спикерам с вопросами. Состоялась конструктивная беседа о соотношении понятий традиционных и общечеловеческих ценностей, возможности и необходимости построения суверенной системы российского образования, создания единых государственных учебников, едином государственном экзамене.
Пленарное заседание задало верный тон для последующего обсуждения на форуме мировоззренческих и нравственных проблем в сфере образования.