5 июня 2024 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная актуализации учебно-методических комплексов (УМК) социально-гуманитарных дисциплин. Мероприятие собрало авторов и экспертов из разных регионов России. Основной целью конференции стало обсуждение процесса обновления учебных дисциплин, приведения их в соответствие с государственной ценностной политикой.
В конференции приняли участие эксперты ВНМЦ «Философия образования» и других структурных подразделений Московского педагогического государственного университета: канд. ист. наук, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории А.Б. Ананченко; канд. филос. наук, советник при ректорате, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры, доцент кафедры философии И.И. Козлов; канд. ист. наук, директор Института социально-гуманитарного образования Д.А. Ростиславлев; д-р ист. наук, профессор кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования В.И. Баранова; д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования И.Н. Грифцова; канд. филос. н., доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Л.Б. Михайлова; от ВНМЦ «Философия образования» участвовали заместитель директора М.П. Литвиненко; канд. филос. наук, начальник Управления методологии и социальных исследований Л.О. Пазина; канд. ист. наук, ведущий специалист отдела по связям с общественностью В.В. Степаненко.
В рамках обсуждения УМК дисциплины «Философия», представленного Санкт-Петербургским государственным университетом, участники затронули вопрос о роли дисциплины в формировании у обучающихся целостного представления о традиционных духовно-нравственных ценностях, в осознании единого культурного пространства страны и собственной гражданской идентичности. Особое внимание было уделено сохранению ценностной перспективы в рамках обновленного учебно-методического курса.
Также участники обсудили вопрос связи обновленной программы курса философии с учебной дисциплиной «Основы российской государственности». Авторы курса подчеркнули важность философии в контексте теоретического развития вопроса о мировоззрении российской цивилизации, поставленного в рамках курса ОРГ.
В ходе дискуссии были внесены предложения по доработке курса, а эксперты в области философии, представляющие МПГУ, отметили необходимость тщательной проработки его содержания, который должен иметь в своей основе продуманный и системный подход.
В рамках обсуждения содержания УМК дисциплины «Психология», представленного Сибирским федеральным университетом, были затронуты вопросы создания основ для формирования мировоззренческой позиции, укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, а также воспитания патриотизма и гражданской идентичности обучающихся в ходе освоения дисциплины. Экспертами была отмечена тщательная проработка УМК, его актуальность и соответствие поставленным на данный момент задачам системы образования. Однако эксперты в области психологии выступили с обоснованной критикой представленного варианта УМК, отметив необходимость изучения отечественной школы психологии.
В заключение конференции участники подчеркнули важность актуализации учебных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам в соответствии с государственной ценностной политикой, опирающейся на традиционные для России духовно-нравственные ценности и Указы Президента Российской Федерации.