29 октября 2025 г. в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Личность, семья, социум: современные проблемы и перспективы развития», посвящённой Году защитника Отечества, профессор кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ, канд. пед. наук Наталья Викторовна Микляева приняла участие в работе пленарного заседания.
Конференция, организованная при поддержке Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, объединила ведущих ученых, педагогов и психологов для обсуждения актуальных вопросов воспитания, развития личности и укрепления семейных ценностей в современных условиях.
Своим выступлением «Нейросети в профессиональном образовании: от инструмента к познавательному партнерству» Наталья Викторовна затронула одну из самых острых и перспективных тем современной педагогики — взаимодействие студента и преподавателя в эпоху цифровизации. На основе экспериментального исследования, проведенного на базе кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, она представила уникальные данные о том, как использование технологий искусственного интеллекта может не замещать, а, напротив, обогащать исследовательскую деятельность студентов.
Особое внимание в докладе было уделено парадоксальному, но важному выводу: студенты, активно осваивающие ИИ как инструмент, становятся более самостоятельными в мышлении и, что особенно примечательно, — активнее вступают в живой диалог с научным руководителем. Они переходят от запросов «Что делать?» к стратегическим вопросам «Как интерпретировать?» и «Где здесь новизна?», формируя зрелую исследовательскую позицию.
Наталья Викторовна подчеркнула, что ключевая ценность высшего образования — это не просто передача знаний, а создание условий для совместного познания, где преподаватель выступает не как контролер, а как проводник и соавтор. Она отметила, что такие неотъемлемые элементы научной работы, как моральная ответственность за диагностику с детьми с ограниченными возможностями здоровья, эмпатия к участникам исследования и радость от совместного открытия, остаются исключительно человеческими качествами, недоступными любой машине.
Выступление вызвало большой интерес у участников конференции, стимулировало дискуссию о балансе между технологическим прогрессом и гуманистическими основами педагогического процесса и было высоко оценено программным комитетом.
Участие профессора Н.В. Микляевой в конференции демонстрирует высокий уровень научно-педагогической деятельности Института детства МПГУ и его вклад в развитие современных образовательных практик, ориентированных на формирование не только компетенций, но и глубокой внутренней мотивации будущих специалистов в области дефектологии.
Кафедра дошкольной дефектологии
дефектологического факультета Института детства











