24 октября 2024 г. в Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». Конференция была организована Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Московским педагогическим государственным университетом, Российской государственной библиотекой для молодежи и Русской ассоциацией чтения при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства культуры Российской Федерации и Российского книжного союза.
В работе конференции принимали участие заведующая кафедрой русской литературы XX-XXI веков Института филологии, доктор филологических наук, советник проректора Людмила Александровна Трубина; доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова Института детства, кандидат педагогических наук Юлия Игоревна Соловьева и магистранты факультета начального образования Института детства, обучающиеся по программе специализированного высшего образования «Непрерывное литературное образование» (руководитель программы Л.А. Трубина).
Участники конференции – ученые, преподаватели, библиотекари, издатели, журналисты и писатели – обсуждали проблемы приобщения детей и молодежи к чтению, использования воспитательного потенциала литературы для формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, анализировали влияние профессиональных медиа и цифровой среды на детское и подростковое чтение.
На пленарном заседании Л.А. Турбина в своем докладе на тему «Ценностный вектор современного литературного образования» отметила важность чтения в современном меняющемся мире, подчеркнула роль чтения в формировании системы нравственных ценностей человека, необходимость подготовки будущего учителя к реализации аксиологического подхода к преподаванию литературы, в том числе в процессе изучения произведений, возвращенных в школьную программу.
Ю.И. Соловьева выступила экспертом в ходе обсуждения, развернувшегося в рамках круглого стола «Библиотеки и образование: новые аспекты взаимодействия в поддержке чтения». Участники высказывали интересные, порой дискуссионные идеи о чтении современных детей, о роли семьи, школы и библиотеки в формировании интереса к книгам и чтению.