1 марта 2023 г. состоялась Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Тенденции и закономерности развития подрастающего поколения в условиях цифрового общества». Конференция была организована кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ в содружестве с лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологический Институт РАО», ГБОУ г. Москвы «Школа № 1515».
В конференции выступили с докладами 66 специалистов из регионов Российской Федерации (Владимирской области, Екатеринбурга, Калуги и Калужской области, Москвы и Московской области, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Рязани, Якутска), четыре специалиста из Республики Беларусь, Республики Узбекистан и Греческой Республики; в качестве слушателей зарегистрировались 123 человека из 15 регионов Российской Федерации (Благовещенска, Владимирской области, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги и Калужской области, Краснодарского края, Ленинградской области, Москвы и Московской области, Новосибирска, Пскова, Республики Крым, Ростова-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурга, Тамбовской области, Тюмени, Хабаровска, Якутска) и четырёх иностранных государств (Греческой Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан).
Целью конференции был обмен научным и практическим опытом в области влияния цифровизации образования на развитие подрастающего поколения; обсуждение рисков системы образования в условиях цифровой среды.
Тематика конференции: современные тенденции формирования цифрового пространства на разных уровнях образования; психолого-педагогические проблемы цифровизации образования; проблема влияния цифровых технологий на развитие когнитивных функций и личностных особенностей школьников и студентов; нейрокомпьютерные технологии в образовании; цифровизация в инклюзивном образовании; цифровые технологии сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; цифровая среда и мотивационная активность студентов; профессионализм педагога в условиях цифровизации образования.
Работа конференции началась с приветственных слов Татьяны Сергеевны Никандровой, заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ Института детства МПГУ, кандидата педагогических наук. Татьяна Сергеевна подчеркнула, что цифровизация образования целенаправленно развивается в Российской Федерации уже несколько лет. С 2019 года успешно реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Создана государственная информационная система «Моя школа». Но все это не должно заменить личное общение ученика и учителя, а направлено лишь на повышение эффективности обучения: «В центре внимания сегодня будет обмен научным и практическим опытом в области влияния цифровизации образования на развитие подрастающего поколения; обсуждение рисков системы образования в условиях цифровой среды. Данный вопрос мы рассмотрим с разных аспектов: и с нейропсихологического, и с дефектологического, и с медицинского, и с педагогического, и с психологического. Поэтому и организаторами и участниками конференции выступает содружество педагогического вуза – МПГУ – в лице Института детства, лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологический Институт РАО» и ГБОУ г. Москвы «Школы № 1515».
Директор Института детства МПГУ, доктор педагогических наук Анна Алексеевна Алмазова отметила, что «в юбилейный год нашего вуза именно МПГУ является организатором этой конференции как флагман разработки ядра педагогического образования, единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов, то есть той базы знаний и профессиональных навыков, которыми должны владеть учителя. Среди этой базы особое место занимают цифровые технологии».
Мухамед Каншобиевич Кабардов, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологический Институт РАО», доктор психологических наук, профессор обратил внимание на ряд актуальных проблем, связанных с «цифровой социализацией», и выразил надежду, что проходящее мероприятие поможет объединению усилий для их решений.
Марина Сергеевна Коротина, директор ГБОУ города Москвы «Школа № 1515», депутат Муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Хорошево-Мневники в городе Москве пожелала всему собравшемуся мультидисциплинарному сообществу успехов и максимальной продуктивности в работе.
Пленарное заседание началось с доклада Татьяны Николаевны Тихомировой, научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, доктора психологических наук. В своем сообщении она представила основные направления научных исследований в интересах развития психологического сопровождения современного студенчества. Результаты совместного эмпирического исследования образования школьников с умственной отсталостью с применением дистанционных технологий представили Ильшат Назифович Нурлыгаянов, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат психологических наук и Елена Николаевна Соломина, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук. Главный научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологический институт РАО», доктор психологических наук, профессор Алексей Николаевич Осницкий поднял проблему утраты смыслов и ослабления рефлексивных способностей в условиях цифровизации образования. Ольга Борисовна Гилева, профессор ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», доктор биологических наук, представила доклад на тему «Психофизиологические эффекты внедрения цифровых технологий в школьное образование». Доклад Ольги Борисовны вызвал много заинтересованных вопросов слушателей. Профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», доктор психологических наук Наталья Яковлевна Большунова рассуждала о правде и доверии в цифровом мире. О готовности будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования рассказала Елена Анатольевна Шилова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Далее работа конференции продолжилась по четырем направлениям.
В рамках первого направления были рассмотрены актуальные проблемы и перспективы цифровизации в начальном и специальном образовании. Доклады были посвящены психолого-педагогическим проблемам цифровизации образования, роли и использованию цифровых технологий в социокультурной адаптации младших школьников, в сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В сообщениях были представлены конкретные технологии цифровизации, направленные на коррекцию дизорфографии у младших школьников, использующиеся как вариант внеурочной и коррекционно-развивающей работы на разных уровнях образования. Рассматривались проблемы и условия реализации цифровых технологий в современной школе на уроках математики, в работе с семьей, в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Работа секции «Новые практики дефектолога в цифровой среде» была посвящена рассмотрению цифровых технологий сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Были представлены возможности цифровых технологий в развитии познавательных интересов у школьников с ограниченными возможностями здоровья, для развития зрительного восприятия обучающихся с нарушением зрения, в обучении детей с умственной отсталостью по естественно-научным направлениям, в формировании базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики, в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи, в нейропсихологической диагностике нарушений письменной речи. Оживленную дискуссию вызвали доклады «Анимационная арт-технология в коррекционной работе с детьми» и «Дистанционная психолого-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями».
Следующее направление – цифровизация в системе подготовки педагога-дефектолога рассматривала вопросы повышения эффективности научно-образовательной деятельности преподавателей и студентов, современные тенденции подготовки педагога-дефектолога в смешанном формате обучения, использование цифровых технологий в системе изучения дисциплин психологического цикла, цифровизацию медико-биологических дисциплин в подготовке педагогов-дефектологов.
Секция «Нейро-когнитивные, эмоциональные и личностные факторы обучающихся в условиях цифровизации школьного образования» подняла проблемы состояния эмоционального интеллекта учителя в современном мире, совладания личности в цифровые времена, проблемы влияния цифровых технологий на развитие когнитивных функций и личностных особенностей школьников и студентов, специфику самоорганизации и учебной мотивации студентов в условиях цифровизации образования, взаимосвязи мотивационных компонентов личности студента и склонности к интернет-зависимому поведению, формирования копинг-поведения в соцсетях, пользы и вреда цифровизации для развития интеллекта.
Итогом конференции стало принятие резолюции, выработанной в активной дискуссии.
Резолюция Конференции