Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Команда МПГУ на IV Всероссийском форуме по вопросам развития педагогического образования

Новости МПГУ

13 марта в ФГБУ «Российская академия образования» состоялось открытие IV Всероссийского форума по вопросам развития педагогического образования. В мероприятии приняли участие представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российской академии образования, ректоры и проректоры вузов, институтов развития образования, директора колледжей, руководители образовательных программ педагогического профиля и образовательных структур, ведущих подготовку по направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Основными направлениями работы Форума стали:

  • Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России.
  • Единая стратегия планирования и разработки образовательных программ педагогического образования в актуальных и востребованных направлениях подготовки педагогов.
  • Теоретические и методические основы реализации деятельностного и личностно ориентированного подходов в педагогическом образовании в условиях цифровой трансформации.
  • Научно-методологическое обеспечение привлечения молодежи к педагогической профессии.
  • Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров для дополнительного образования взрослого населения, в том числе третьего возраста.

Традиционно работа Форума началась с пленарной дискуссии, ведущими которой выступили председатель Федерального учебно-методического объединения высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Елена Ивановна Казакова и вице-президент Российской академии образования, академик РАО Виктор Стефанович Басюк. Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков выступил с докладом «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 2040:  стратегия изменений». Алексей Владимирович выразил благодарность Российской академии образования, на площадке которой педагогическое сообщество имеет возможность обсуждать проблемы, договариваться и определять новые образовательные подходы. В своем докладе ректор МПГУ отметил ключевые аспекты, которые лежат в основе построения суверенной системы образования, среди которых единство образовательного пространства, фундаментальность педагогического образования и аксиологический компонент. Именно эти принципы МПГУ закладывает в основу новой модели педагогического образования, реализуемой в пилотном проекте. Также в пленарной дискуссии приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Ахмедович Музаев, руководитель Центра развития педагогического образования РАО Светлана Алигарьевна Минюрова, ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» Сергей Валентинович Тарасов,  заместитель президента РАО Геннадий Григорьевич Онищенко, главный ученый секретарь президиума РАО, и.о. вице-президента РАО Светлана Вениаминовна Иванова. В завершение пленарной дискуссии были подписаны договоры о сотрудничестве между РАО и педагогическими университетами новых территорий.

В рамках экспертной сессии «Новые модели педагогического образования в вузе» выступила проректор МПГУ по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева. Тема выступления была посвящена вопросам определения квалификаций и их уровней по итогам освоения образовательных программ пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. Екатерина Александровна обозначила ряд проблем, связанных с действующим профессиональным стандартом «Педагог», и предложила возможные пути их решения. Основной акцент был сделан на отсутствии соотношения образовательных квалификаций и уровней профессиональных квалификаций, на необходимости присвоения выпускникам педагогических направлений 7 уровня квалификации независимо от нормативных сроков обучения. Также Екатерина Александровна поделилась опытом определения квалификаций при разработке образовательных программ пилотного проекта, подчеркнув, что самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты МПГУ предусматривают совмещение нескольких квалификаций.

В работе сессии приняли участие представители других вузов-участников пилотного проекта – Балтийского федерального университета им. И. Канта и Томского государственного университета. Коллеги в лице руководителя ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» (БФУ) Анны Олеговны Будариной и директора Института образования ТГУ Елены Анатольевны Сухановой поделились опытом реализации педагогического вида деятельности в классическом университете в рамках пилотного проекта. Ведущая сессии Елена Ивановна Казакова поблагодарила спикеров, отметив сплоченность и слаженность работы вузов-участников пилотного проекта. Подводя итоги, Елена Ивановна подчеркнула, что на площадке сессии были определены важные направления, которые формируют поле для дальнейших дискуссий и поисков.

Экспертная сессия “Воспитание патриотичной и социально ответственной личности будущего педагога” объединила ведущих специалистов в области педагогики и смежных наук. Спикеры обсудили широкий спектр вопросов, от роли медиакоммуникаций и кураторской деятельности до внеучебной работы и социальных проектов в формировании ценностных ориентаций студентов. Особое внимание было уделено духовно-нравственному воспитанию в условиях цифровой трансформации и развитию творческого потенциала будущих педагогов. В рамках сессии были представлены как теоретические разработки, так и практический опыт реализации проектов, направленных на патриотическое воспитание. Участники сессии рассмотрели влияние дисциплин профессионального блока на подготовку будущих воспитателей к работе с дошкольниками. Ведущей сессии выступила Татьяна Николаевна Владимирова, проректор МПГУ.

В заключение первого дня работы Форума в формате панельной дискуссии состоялся открытый диалог о развитии педагогического образования.

14 марта под председательством Елены Ивановны Казаковой состоялось расширенное заседание ФУМО ВО по УГСН «Образование и педагогические науки». Мероприятие было посвящено обсуждению вопросов дополнительных педагогических квалификаций для технических специальностей. Представители ведущих вузов страны поделились опытом внедрения педагогического модуля для непедагогических специальностей. В рамках свободной дискуссии Екатерина Александровна Балабаева рассказала присутствующим об опыте реализации педагогического модуля в программах по химии, математике, лингвистике в МПГУ. По итогам заседания будут подготовлены методические рекомендации и размещены на сайте ФУМО для профессионально-общественного обсуждения.

14 / 03 / 2025

Показать обсуждение