Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» прошла в МПГУ

Новости МПГУ

13-14 ноября в МПГУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Ее организатором выступила кафедра дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняли участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов России.

В первый день работы прошло пленарное заседание на тему «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем  были заслушаны доклады: «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, старший научный сотрудник Скляднева В.М.; «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО; «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО; «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ; «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ; «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
  • развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
  • подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Во второй половине дня прошел круглый стол «Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста». В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.

С докладами выступили: Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) «Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике»; Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА «Марьино»)  «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом»; Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл.,  «Центр специального образования») «Организация взаимодействия  с семьями, воспитывающими  детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста»; Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад № 65) «Лекотека в помощь родителям и детям»; Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) «Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста  с РАС в условиях городского ППМС-Центра»; Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) «Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг»; Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с № 31) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ  в процессе инклюзивного  образования в ДОО».

Участники круглого стола отметили:

  • необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
  • целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
  • необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Во второй день конференции прошел круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей  раннего возраста». В качестве модераторов выступили д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В. На нем выступили с докладами Лунина  М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте»; Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»; Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ № 1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»; Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) «Особенности разработки индивидуальных программ для детей с комплексными нарушениями в развитии»; Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»;  Семенова Л.М. (Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет  им. И.С. Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»; Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»; Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»;  Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ–детский сад комбинированного вида № 43); «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»; Попова Т.Н., Назарова С.А.  (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель  психолого-педагогического сопровождения родителей  как условие  социализации дошкольников с ОВЗ» и др.

В середине дня были организованы два мастер-класса для участников круглых столов и конференции: мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста; мастер-класс магистра Института детства Т.А.Чудесниковой по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки.

Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:

  • организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
  • организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
  • разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
  • распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.

Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С. Лавской, ст. преп. А.А. Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А. Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т. Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т. Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства!

Резолюция

Текст: Н.В. Микляева

Фото: Н.С. Лавская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 / 11 / 2017

Показать обсуждение