1 ноября в Институте детства МПГУ прошла Всероссийская заочная научно-практическая конференция по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов – подготовка к самостоятельному или сопровождаемому проживанию «Стать взрослым».
Организаторами Конференции выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и наш вуз.
Целью проведения Конференции стало выявление ресурсов для развития научно-методического потенциала и совершенствования практической деятельности в области социально-бытовой адаптации детей–инвалидов, осуществления междисциплинарного подхода по вопросам качества обучения и подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни в социуме.
Конференция проводилась в формате web-трансляции.
С приветственным словом к участникам Конференции обратилась Никандрова Татьяна Сергеевна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент. В своем приветствии Татьяна Сергеевна сообщила, что конференция не случайно проводится в особенный в истории МПГУ день: университету исполняется 145 лет. Провозглашен девиз МПГУ – «Верен традициям, открыт инновациям», – который как нельзя лучше подходит конференции. Традицией выступает само понимание социально-бытовой адаптации, как процесса приобретения и присвоения социального опыта детьми с ОВЗ и инвалидностью. А технологии поддержки и помощи на этапе вступления в самостоятельную жизнь детей-инвалидов и освоение ими нового жизненного пространства-инновации.
«Центром самореализации, саморазвития и подготовки к самостоятельной и независимой жизни каждого ребенка-инвалида в условиях современных интеграционных процессов становится образовательная организация», – подчеркнула Никандрова Т.С.
Ведущий первой части конференции «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов, как центральная задача образования в школе» – Исаева Тамара Николаевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ, член международного Совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии, председатель правления Ассоциации «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций» в России, кандидат педагогических наук, в своем докладе определила роль социально-бытовой адаптации в структуре ФГОС НОО детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Живой интерес участников вызвал доклад Ерошиной Галины Юрьевны, директора ОГБОУ «Школа-интернат “Вера”» (г. Рязань), доцента кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина, кандидата педагогических наук. Галина Юрьевна на конкретном примере школы-интерната с помощью видеоматериалов рассказала об условиях социально-трудовой адаптации детей-инвалидов.
В работе первой части конференции также приняли участие преподаватели ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4» (г. Москва) – Кремнева Светлана Николаевна, Сопачева Татьяна Александровна, Бобринева Диана Александровна. В своих выступлениях они поделились опытом организации образовательного и профессионального маршрутов обучающихся с инвалидностью в современном московском образовательном комплексе, представили модель непрерывного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Директор Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» Битова Анна Львовна поделилась своим мнением о том, почему дети с тяжелыми нарушениями развития попадают в интернаты? Что нужно сделать, чтобы они росли в семье?
Евтушенко Илья Владимирович, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ, доктор педагогических наук осветил перспективы организации профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями.
Заведующий лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, профессор, доктор психологических наук Ирина Юрьевна Левченко подчеркнула проблемы социализации и социально-бытовой адаптации детей с тяжелыми двигательными нарушениями.
Во второй части конференции обсуждались технологии самостоятельного и сопровождаемого проживания. Ведущим здесь выступил Царев Андрей Михайлович, директор Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (г. Псков), доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГУ, член Общественной палаты РФ.
В докладе Андрея Михайловича был представлен опыт по организации и сопровождению проживания и занятости людей с ментальной инвалидностью в г. Пскове.
Златогуре Елена Юрьевна, председатель Правления РОО содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко», ответственный секретарь Общественного Совета «18+» при ДТСЗН г. Москвы, член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике Общественной Палаты РФ, член Совет МГАРДИ, член Московской торгово-промышленной палаты подчеркнула роль семьи, как ресурса будущей самостоятельной жизни человека с ограниченными возможностями здоровья.
Программы дневной полезной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья были представлены Петровской Ниной Павловной, руководителем «Мастерская социально-творческой инклюзии Сундук» МОО «Дорога в мир» (г. Москва).
Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ, доктор психологических наук, описала систему поддержки семьи молодого инвалида с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе социализации.
Опытом организации системы дополнительного образования как ресурса социально-бытовой адаптации поделились представители ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 991»: директор Маркова Татьяна Владимировна и педагог дополнительного образования Ефремова Юлия Михайловна.
Сорокин Александр Борисович, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ; старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Научного центра психического здоровья, старший научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы, кандидат биологических наук и Киселева Евгения, коммуникативист, руководитель Отдела маркетинга и связей с общественностью ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат культурологии представили сообщение «Социокультурная адаптация детей с особыми потребностями в художественном музее».
К правам граждан с психическими расстройствами и вариантам их жизнеустройства апеллировала юрист Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» Заблоцкис Елена Юрьевна.
Приятной неожиданностью для организаторов конференции стало участие в ней Елены Юрьевны Клочко – сопредседателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, спецпредставителя МОО «Равные возможности» в Москве и Московской области. Елена Юрьевна рассказала, что:
«Все больше детей с инвалидностью воспитывается в семьях. Поэтому один из главных вопросов, который волнует родителей: что будет с ребенком, когда он вырастет, а нас не станет? Сейчас практически единственный вариант в этом случае – помещение человека в психоневрологический интернат. Это страшная перспектива для детей и их родителей. Альтернативой могло бы стать сопровождаемое проживание в обычных условиях, но пока такая возможность в нашей стране существует лишь в виде отдельных инициатив. Например, в Пскове, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде созданы квартиры сопровождаемого проживания. В Ленинградской, Иркутской областях — сельские поселения. Я считаю, нужно вводить понятия «сопровождаемое проживание», «сопровождаемая занятость» и обеспечить массовое привлечение негосударственных организаций в социальную сферу для исполнения такого рода услуг. Но пока проблемы есть и в создании действующих механизмов, и в необходимости повышения квалификации специалистов. Тем не менее, нам удается отслеживать позитивные изменения и негативные явления с помощью наших коллег в регионах».
По итогам конференции в ходе оживленной дискуссии был очерчен круг проблем на пути реализации сопровождаемого проживания в России, а также представилась возможность договориться о совместной выработке концепции подготовки к сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.
В конференции приняли участие более 200 человек. Всем участникам конференции разосланы сертификаты, а спикеры награждены дипломами и памятными сувенирами с символикой МПГУ.
В оргкомитет конференции поступили отзывы участников:
«Вопросы конференции оказались очень актуальными и полезными. Спасибо, Вам, огромное за доклады и выступления!» (Татьяна Адамас).
«На конференции «Стать взрослым» прозвучали интересные доклады по вопросам теории и методологии социально – бытовой адаптации детей-инвалидов, их социокультурной реабилитации и профориентации. Особенно мне понравились содержательные и информативные выступления Ерошиной Галины Юрьевны о создании условий для детей – инвалидов по социально-трудовой адаптации как основе их подготовки к взрослой жизни и Левченко Ирины Юрьевны о проблемах социализации и социально-бытовой адаптации детей с тяжёлыми двигательными нарушениями» (Федорова Т.И.).
«Спасибо за предоставленный участниками конференции материал. Было интересно узнать о работе с детьми-инвалидами в других учреждениях. Вопросы, которые рассматривались на конференции, актуальны и требуют много знаний и сил при работе с такими детьми. Считаю, что каждый участник конференции подчерпнул для себя много нового. Спасибо. Еще раз поздравляем Вас с 145-летием!» (С. Морозова).