В числе организаторов съезда – Минобрнауки России и Московский педагогический государственный университет. На пленарном заседании 26 октября выступил ректор университета, академик РАН и РАО Алексей Семенов.
Инклюзия должна стать установкой общества, к каждому человеку нужно относиться как к личности вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Эту установку мы пытаемся сформировать у наших студентов, подчеркнул ректор МПГУ. Такова общая тенденция подготовки педагогических кадров вне зависимости от того, выпускает ли вуз дефектологов, логопедов или просто учителей.
Подготовка в МПГУ строится на основе практической работы студентов в образовательных организациях, и для нас дефектолог в школе – это, прежде всего, учитель-дефектолог, считает Алексей Семенов. Он консультирует других учителей, помогает им, организует их работу по вопросам своей профессиональной компетенции, причем консультации он может проводить и дистанционно. Учитель-дефектолог становится центральной фигурой – в любой московской школе есть дети с особенностями развития, возникают ситуации, когда его помощь необходима.
В последние годы сделан шаг вперед в формировании нормативного поля для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, считает ректор МПГУ, и в этом вопросе мы уже опережаем развитые страны. С одной стороны, утверждены новые образовательные стандарты, прежде всего – дошкольного образования, которые становятся инструментом в работе дефектолога. С другой стороны, создаются профессиональные стандарты для тех, кто работает с детьми. Разработка профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) поручена МГГУ им. Шолохова, вошедшему в состав МПГУ, и это будет не менее важный документ, чем уже утвержденный Минтрудом профессиональный стандарт педагога.
Алексей Семенов рассказал о работе Института детства МПГУ, в состав которого вошли факультет начального образования, факультет дошкольного образования и дефектологический факультет. Такое сочетание не случайно, в его основе – новая философия образования: каждый воспитатель и учитель начальной школы должен иметь представление о спектре дефектологических проблем. Получение нескольких квалификаций возможно в рамках пятилетних бакалаврских программ – таким образом, выпускник педагогического университета будет готов к решению более широкого спектра проблем, придя на работу в школу.
В I Всероссийском съезде дефектологов участвуют около тысячи человек из 70 регионов России. 27-28 октября съезд продолжит работу в МПГУ.
Презентация доклада ректора МПГУ Алексея Семенова “Особые дети в обществе. Подготовка педагога”.