21 – 23 марта в Институте филологии проходила ежегодная научная сессия юных филологов, приехавших в Москву из регионов в рамках Всероссийского молодежного научного форума «Шаг в будущее».
Два дня напряженно работали секции «Теория и история литературы» и «Русский язык», где экспертные комиссии во главе с директором Института филологии профессором Е.Г. Чернышевой выслушали почти сорок докладов по различным филологическим темам.
С.В.Михалков как-то сказал о подростках: «Сегодня дети – завтра народ». Ставшая крылатой фраза вполне подтвердила свой мистериальный смысл: дети, владевшие аудиторией и техникой не менее уверенно, чем члены экспертных комиссий, выглядели пусть молодым и не умудренным опытом, но народом. Умным, решительным, подготовленным к испытаниям непростого конкурса. И профессиональным: все доклады были строгими, содержательными и соответствующими установленному регламенту. Даже у самого юного ученого, четвероклассника Ильи Каштанкина. Теплых слов заслуживала непосредственность научных презентаций, в которых объективные наблюдения молодых исследователей дружно соседствовали с иллюстрациями, присущими детскому мировосприятию.
Наиболее обширной была секция по теории и истории литературы. Все участники показали отличную подготовку, что было отмечено членами комиссии. Развернутые комментарии, доводы и замечания со стороны экспертов С.В. Сапожкова, А.В. Коровина, А.А Пимкиной, Я.В.Солдаткиной звучали в равной мере деликатно и требовательно, что создавало атмосферу понимания и сотрудничества.
Аналогичная творческая обстановка сложилась на секции по русскому языку, где членами жюри были С.М. Колесникова, А.И. Грищенко, Я.А. Астахова и в качестве экспертов участвовали А.А. Осипова и А.И. Авдеева. В рамках интенсивной и интересной работы секции по русскому языку были заслушаны доклады, выполненные в различных лингвистических парадигмах. Участников конференции больше «привлекала “полевая” работа, связанная с собиранием и описанием языковых фактов, филологический анализ художественного текста, актуальные вопросы современной морфологии и синтаксиса, проблемы теории и практики перевода».
В обеих секциях членами жюри было высказано немало подробных рекомендаций, названы научные источники, которые могли бы способствовать усовершенствованию работ в будущем. Было очевидно, что начинающим исследователям очень нужна профессиональная методологическая и методическая помощь.
На церемонии награждения участники конкурса, их научные руководители и родители искренне делились впечатлениями, пожеланиями и надеждами, общим мотивом которых была убежденность в правильности выбранного пути в науке, пути в филологию.
Победители конкурса в обеих секциях распределились следующим образом:
- I. Дипломы лауреата программы «Шаг в будущее» I степени присуждены: М.А. Шолохову, ученику 11 кл., г. Челябинск; Ю.Ю. Ишутину ученику 10 кл., г. Липецк; Т.С.Петровой, ученице 10 кл., с. Хлопуново Алтайский край.
- II. Дипломов лауреата программы «Шаг в будущее» II степени удостоены: В.В.Гаврилова, ученице 10 кл., г. Сургут; Б.Ц. Бадмацыренов ученик 11 кл., п. Агинское, Забайкальский край; Е.И.Поволоцкая, ученица 9 кл., г.Копейск, Челябинская обл.; У.В.Бардухинова, ученица 2 курса регионального технического колледжа, г.Мирный , респ. Саха (Якутия);
- III. Диплом лауреата программы «Шаг в будущее» III степени получили: М.А.Черепанова, ученица 8 кл., г. Верхний Уфалей, Челябинская обл.; А.М.Мокшина, ученица 11 кл., г.Тольятти; П.А. Кипп, ученица 11 кл., г.Челябинск; Е..Ю.Шарафутдинова, ученица 11 кл., Я.И.Соловьева, ученица 11 кл., г.Белгород; А.П.Николаева, ученица 10 кл., г.Якутск, респ. Саха (Якутия).