21 ноября в Институте детства прошло Всероссийское совещание «Алгоритмы (протоколы) направления выявленных нуждающихся в оказании ранней психолого-педагогической помощи детей в организации, предоставляющие услуги ранней помощи в сфере образования, стандарты организации ранней помощи в сфере образования». Его организатором выступила кафедра дошкольной дефектологии под руководством д.п.н, проф. Л.А. Головчиц. В очной форме в совещании приняло участие более 130 человек.
В начале совещания выступил Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства с докладом на тему: «Трудовые функции педагога-дефектолога по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья”.
Затем на совещании был поднят ряд вопросов. Прежде всего, речь зашла о разработке алгоритмов направления выявленных нуждающихся в оказании ранней психолого-педагогической помощи детей в организации, предоставляющей услуги ранней помощи в сфере образования. С одноимённым докладом на эту тему выступили Лазуренко С.Б. (д.п.н., в.н.с. ИКП РАО) и Скляднева В.М. (н.с. Центра «Здоровье детей» РАМ). С докладом «Алгоритм направления выявленных нуждающихся в оказании ранней психолого-педагогической помощи детей в организации, предоставляющие услуги ранней помощи в сфере образования» выступила Ахметзянова А.И. (к.псих. н., доцент, зав.кафедрой дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета).
Вопрос обобщения результатов апробации модели ранней помощи в образовательных организациях г. Москвы и в регионах РФ был отражен в докладах «Результаты апробации модели ранней помощи в образовательных организациях г. Москвы и Московской области» Бутко Г.А. ( доцента кафедры специального и инклюзивного образования ГБОУ ВО Московской обл. «Академии социального управления») и «Особенности проектирования рабочих программ учителя-логопеда, дефектолога и психолога в службе ранней помощи» магистрантов Института детства МПГУ С.И. Виноградовой, Ю.В. Чернявской, П.А. Чермашенцевой.
Проблема расширения межведомственного взаимодействия в системе ранней помощи освещалась в докладах «Ранняя медицинская психолого-педагогическая помощь детям от рождения до 3-х лет с ОВЗ в условиях детской поликлиники» Заболтиной В.В. (к.п.н., доцент кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета) и «Межведомственное взаимодействие в определении образовательных маршрутов детей раннего возраста с ОВЗ» Ермолаевой О.В. (зам. директора по научной работе ГБУ ЦПМСС Московской обл.).
Об информировании родительской и педагогической общественности, других социальных институтов о работе служб ранней помощи говорилось в докладах «Проблема взаимодействия с семьями и создания условий для получения образования детей с ОВЗ» Усенко Т.И. (председатель общественного Совета родителей Детей-инвалидов и молодых инвалидов г. Москвы) и «Проблемы межведомственного взаимодействия в системе поправок к ФЗ-273 «Об образовании в РФ» относительно защиты прав детей с ОВЗ на образование» Микляевой Н.В. (к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ) и Польсковой Н.А. (президент ассоциации педагогов семейных детских садов России).
В форме дистанционного марафона также были подняты проблемы:
- «Системный подход к организации ранней помощи детям в Иркутской области» – доклад Афанасьевой Р.А., к.п.н., доцента, зав. кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания ФГБОУ ВО Иркутского государственного университета;
- «Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи в Иркутской области» – доклад Шелкуновой О.В., к.п.н., доцента кафедры теории и практик специального обучения и воспитания ФГБОУ ВО Иркутского государственного университета;
- «Механизм выявления, направления и оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в Самарской области» – доклад Шитиковой Е.А., зав. лабораторией специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста ГБУ дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр специального образования» и др.
К он-лайн участию подключились более 100 представителей разных регионов России
С обобщением результатов регионального марафона выступила заведующая кафедрой дошкольной дефектологии Института детства Л.А.Головчиц. Она отметила актуальность и серьезность поднятых тем, системный подход к разработке моделей выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в регионах, поиск путей консолидации родительской и педагогической общественности, теории и практики в решении вопросов межведомственного взаимодействия.
Резолюция по итогам Всероссийского совещания 21.11 .17 РАННИЙ ВОЗРАСТ