Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Институт детства на V Всероссийской научно-практической конференции “Горизонты развития”

Новости образования

18 ноября студенты, магистры и преподаватели Института детства МПГУ приняли участие в работе секции «Зрелость творческой личности и диалог как со-бытие», организованной доцентом кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой в рамках Пятой Всероссийская научно-практической конференция по психологии развития «Горизонты зрелости».
На секции с докладом «Человек в диалоге с миром: обиходная вера в современных традиционных культурах России» выступил зав кафедрой психологической антропологии, профессор Алексей Сергеевич Обухов. В докладе были представлены яркие примеры диалогического взаимодействия человека с миром, с природными реалиями, с духами (силами) природных стихий и родовыми духами, с душами живой природы и душами умерших. Эти примеры зафиксированы в исследовательских экспедициях в различные регионы России с сохранными традиционными культурами (Алтай, Бурятия, Хакасия, Башкирия, Русский Север, Северный Кавказ и др.). На конкретных примерах была показана обрядовая организация такого взаимодействия человека с миром, практикующаяся в контексте обиходной веры в разных культурах: слово-действие-предмет в контексте пространства и времени. При этом давался акцент на ситуациях взаимодействия человека с миром, наличием обратной связи в коммуникации, соблюдении культурных норм общения с духами и природными силами. Были продемонстрированы экспедиционные фото и видеозаписи из разных культурных традиций.
В интерактивном докладе «Зрелость как диалог прошлого, настоящего и будущего. Проектный смысл встречи времен» Наталья Борисовна Ковалева на конкретных примерах наметила основные фокусы внимания предстоящей дискуссии – образы вечного и бренного в современной культуре, нелинейнось времени и его «ловушки», гипертекстовость картины мира, историческая память, событийность, проектность, обратная перспектива, диалог времен. Был поставлен вопрос о том, как преодолеть конфликт разных времен в сознании человека и в культуре, как психологически справиться с цикличностью и быстротечностью жизни, как можно выбраться из лабиринта времени «Сада расходящихся тропок» Хорхе Луиса Борхеса, в мощной модельной метафоре, воссоздавшего ловушку бесконечности лишенных смысла выборов?
По ходу работы присутствующие пришли к согласию о том, что возможности для преодоления противоречивого характера времени и управления им появляются именно в «проектном сознании. В качестве основной темы обсуждалась идея о том, что условием и возможностью проектирования желательного или должного будущего, в процессе поиска ответа на проживаемую человеком (обществом, человечеством) значимую проблему, является формирование дискурсивного или «ноосферного» (В.И. Вернадский) пространства диалога и коллективного творчества. С точки зрения докладчика, проект только тогда становится полноценным и задает шаг развития, когда в нем происходит со-бытийная встреча трех личностей а) автора важной культурной идеи; б) зрелого человека как носителей исторической памяти, ценностей, культуросообразных смыслов; в) и юношества, как «жителей» современности с ее скоростью, неопределенностью, потоковостью – то есть индивидов, в своем становлении устремленных в будущее, но укорененных в настоящем. Возможно, в таком «полилоге» и совершается проектный смысл «встречи времен» – настоящее опрашивает прошлое и вечное, проектируя собственное желательное будущее, в соответствии с образом идеальных долженствований и ценностей культуры.
Профессор МГППУ Виктор Кириллович Зарецкий для своего доклада по теме «К вопросу о ментальности» выбрал формат автобиографического рассказа об истории появления и формировании некоторых творческих идей в хронологии собственных научных изысканий. Он привел несколько фактов, позволяющих увидеть роль рефлексии в «ментальном» освоении «времени своей жизни в культурно-исторической перспективе» и провел эксперимент по выявлению общих значимых для российской ментальности событий. Обращаясь к феноменам рефлексии, наблюдаемым в процессе решения задач на соображение, автор поделился результатами исследования различий в содержании предлагаемых испытуемыми вариантов решения задач на сообразительность (на примере известной задачки «Лодка») с шагом в 10 лет. Обнаружилось, что с течением времени то, что казалось этически и эстетически невозможным в 80-е, уже в 90-е становится вполне допустимым. А в третьем тысячелетии, альтернативных вариантов появляется столь много и их авторов настолько не заботят этические нормы, что возникают такие типы решений, которые можно встретить разве что в самых жестоких детективах – например, «расчленение не помещающегося в лодку человека, которого по условию задачи нужно перевезти на другой берег». В результате, слушатели ушли с вопросом: «Так что же определяет нашу ментальность, каковы ее отличия в зрелости?»
Само событие, благодаря докладчикам и дискутантам, состоялось и оставило хороший след в виде вопросов, суждений, размышлений, заметок участников. Вот некоторые из них: «Может ли человек управлять временем, если может, то каким образом? Как оно воспринимается людьми 21 века? Изменилось ли оно по сравнению с 19-м или 20-м веком? При каком условии возможна встреча времен? Вопросов возникает много, чтобы ответить на них себе самому, тоже требуется время – на размышление, на обсуждение с коллегами, обдумывание. И это прекрасно: доклад не оставил нас равнодушными!» (Наталья Владимировна Сапфирова). – «…А мне вот что интересно: когда мы спим и не видим снов, нет ни времени, ни пространства, но мы всё равно есть каким-то образом. Мы есть, и нас нет одновременно – это немного из детства вопрос. И ещё по поводу времени: – ведь, оно не просто картинка, как например “прошлое” или “будущее” или даже “настоящее”, а само течение. На него нельзя указать как на данность, только косвенно определить через изменения» (Виталий Минаев). -«Захотелось разобраться в том, как из поколения в поколение меняется отношение к природе, к жизни, бытию – как сопрягается все это во времени вечного?» (Вера Лындина). – «Скорее всего, такие люди, как в Башкирии, ценят все то, что у них есть, намного больше, чем мы, у них больше времени для размышления» (Марина Фунтусова).- « … задуматься о природе религиозного, мистического диалога — ведь это является частью повседневного опыта огромного количества людей. Что за этим стоит? Как происходит такой диалог (не со стороны внешнего наблюдателя, а со стороны его участника)?» (Виталий Минаев). – «…Мы намерены жить в будущем с новым опытом, а поэтому мы сейчас учимся. Зрелость приглашает нас в гости, чтобы мы могли отличить новый опыт, от опыта прошлого и настоящего. А для этого необходим постоянный диалог-сотрудничество, с прошлым, настоящим и таким будущим, которое все же должно соответствовать нам настоящим, исполнять наши надежды как поколения 21 века» (Светлана Ковалева).
Справка. Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «Горизонты зрелости» состоялась 16-18 ноября 2015 года в МГППУ. Председатель оргкомитета: профессор Л.Ф. Обухова. Основная цель конференции активизировать обсуждение в научном и образовательном сообществе актуальных проблем психологии зрелости: проблемы самоактуализации, жизнестойкости, психологического благополучия личности, формирования и развития зрелости личности на протяжении всей жизни.
Н. Б. Ковалева (nkovaig@mail.ru)

20 / 11 / 2015

Показать обсуждение