Дмитриев Александр Егорович (род. 01.05.1922, с. Б. Микушкино Исаклинского р-на Куйбышевской обл.) – доктор педагогических наук (1980); Почетный профессор (1997); зав. кафедрой педагогики начального обучения МПГУ; член Ученого совета МПГУ; председатель Диссертационного совета МПГУ; председатель совета ветеранов МПГУ; член-корр. МАНПО (1996). Председатель Совета ветеранов войны и труда университета с 1996 года.
Родился в селе Большое Микушкино. Окончил Абдулинское педагогическое училище (1939). Работая учителем в г. Исфара Таджикской ССР, закончил очно Ленинабадский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова (ныне – Худжандский государственный университет имени академика Бободжана Гафурова) (1948).
В 1952 году окончил высшие педагогические курсы в Москве, в 1955 году — аспирантуру при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. В 1948–51 годах учительствовал в сельских школах Таджикистана и Ульяновской области, с 1956 по 2013 преподавал в вузах.
В 1980 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Формирование готовности учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности».
С 1986 г. заведовал кафедрой педагогики начального обучения в Московском государственном педагогическом университете им. В.И. Ленина. Принимал активное участие в подготовке научных кадров для Чувашской Республики.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими правительственными наградами. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»; медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», за долголетний и добросовестный труд; знаком «Отличник народного просвещения, медалью «За трудовую доблесть» (1961 г.), медалью «Ветеран труда» (1986 г.) и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1998 г.).
В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обучение учащихся умениям и навыкам в системе урока». В 1980 г. состоялась защита докторской диссертации «Теория и практика формирования учебных умений и навыков в системе начального обучения».
А. Е. Дмитриев – руководитель научной школы, в рамках которой реализуются такие задачи и направления, как модернизация системы начального образования; повышение качественных показателей использования результатов исследования в учебно-воспитательном процессе; формирование у будущих учителей научно-исследовательских умений и навыков; подготовка к защите кандидатских и докторских диссертаций; проведение научно-практических конференций; публикация в журнале «Начальная школа» результатов конференции по подготовке учителя начальных классов.
Заведующий кафедрой педагогики начального обучения МПГУ с 1986 г. Высококвалифицированный специалист в области обучения и воспитания младших школьников и подготовки педагогических кадров.
Автор более 100 научных публикаций, монографий, учебников и учебных пособий для учащихся, студентов, учителей, преподавателей педагогических училищ, руководителей педагогических вузов.
Одним из первых приступил к разработке комплексных учебных пособий, тетрадей с печатной основой, применение которых получило особое развитие в последнее десятилетие. Для студентов педвузов и учащихся педучилищ, колледжей им были составлены и опубликованы пособия: «Дидактика» (1990 г.), «Педагогика. Хрестоматия» (1985 г.). А.Е. Дмитриев – высококвалифицированный специалист в области обучения и воспитания младших школьников и подготовки педагогических кадров. Он подготовил около 40 кандидатов и докторов наук, многие из которых работают деканами факультетов и заведующими кафедрами педагогических вузов России. В МПГУ работает с 1951 года.
Сфера научных интересов: общие вопросы теории обучения; формирование учебных умений и навыков в структуре развития личности школьника; совершенствование технологии начального образования, творческой и репродуктивной познавательной деятельности учащихся.
Судьба подарила Александру Егоровичу долгую жизнь. Жизнь по призванию, долгу и чести.
Сочинения:
Роль и место обучения умениям и навыкам в учебном процессе. – М., 1958;
Сочетание общих и программированных методов обучения в начальной школе. – М., 1969;
Формирование социально активной личности школьников в едином процессе обучения и воспитания. – М., 1985;
Дидактика. – М., 1990;
Дидактика начальной школы. – М., 2005;
Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы. – М., 2010.
А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций по истории МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ