«Русская мысль XIX века, полная совершенно исключительного по богатству и глубине идей духовного содержания, до 80-х годов не имела надлежащего философского оформления. По своему содержанию она была, прежде всего, религиозно-общественной мыслью или, если угодно, философией истории… Мы вправе сказать, что русская философия в точном смысле слова возникает впервые в 80-х годах 19-го века в той московской школе, одним из самых значительность представителей которой был Л.М. Лопатин»
/ С.Л. Франк
«Чтобы со мной на свете ни случилось, хотя бы моя телесная жизнь была унесена потоком времени, хотя бы время унесло и все мои мысли и чувства, – все-таки моя неистребимая индивидуальность есть, она существует вечно. Таково коренное, жизненное убеждение Лопатина как философа»
/ Е.Н. Трубецкой
«Смысл жизни человека в том, что в нем вечное свободно ищет вечного»
/ Л.М. Лопатин
Лев Михайлович Лопатин – философ-идеалист, психолог, профессор Императорского Московского университета и МВЖК, многолетний председатель Московского психологического общества и редактор журнала «Вопросы философии и психологии».
Л.М. Лопатин родился 13 июня (1 июня по старому стилю) 1855 года в Москве, в семье известного судебного деятеля Михаила Николаевича Лопатина (16/28.06.1823 – 06/19.12.1900, Новодевичье), происходившего из старинного дворянского рода Тульской губернии, известного с начала XVI века. Старший Лопатин окончил юридический факультет Московского университета и служил по судебному ведомству в различных учреждениях Москвы; в конце жизни он руководил одним из департаментов Московской судебной палаты. Он был умеренным либералом, сторонником реформ Александра II и автором публицистических статей. Сослуживцы знали его как честного, справедливого и неподкупного судью. Мать философа, Екатерина Львовна (1827-10.10.1910), была родной сестрой знаменитого математика П.Л. Чебышева.
В семье Лопатиных было пятеро детей: Николай Михайлович (1854-1897), Лев Михайлович, Александр Михайлович (1859-1934), Владимир Михайлович (10.12.1861-1935) и Екатерина Михайловна (1865-1935); последний сын, Михаил, умер в детском возрасте. Все дети Лопатиных стали известными творческими людьми. Старший сын, Николай Михайлович, стал известным фольклористом. Младшие братья, Александр и Владимир Михайловичи, сделались судебными деятелями, а Владимир – ещё и выдающимся актёром, игравшим во МХАТе. Их сестра Екатерина Михайловна приобрела известность как писатель, издававшаяся под псевдонимом К. Ельцова.
Лев Михайлович был вторым сыном в семье и получил имя в честь своего деда по матери Л.П. Чебышёва. Согласно метрическим книгам, Лев был крещён 11 июня 1855 года, а его крёстным отцом был дядя-математик П.Л. Чебышёв. Детство будущего философа прошло в Москве, в доме купца Яковлева в Нащокинском переулке, где его родители снимали квартиру.
В 1868 году Л.М. Лопатин поступил в 3-й класс только что основанной частной гимназии Л.И. Поливановой, которую с успехом окончил в 1875 году, однако испытание на аттестат зрелости он выдержал в 3-й Московской гимназии. Выдающий педагог, Л.И. Поливанов умел привить своим ученикам интерес к литературе и искусству. Учениками поливановской гимназии был создан драматический «Шекспировский кружок», в постановках которого принимал активное участие юный Лопатин. По отзывам современников, Лев обладал незаурядным сценическим талантом. Любовь к театру он сохранил на всю жизнь и уже на склоне лет состоял членом редакционного комитета Московского малого театра. Из других преподавателей гимназии наибольшее влияние на Лопатина оказал учитель физики и математики Н.И. Шишкин, от которого Лопатин усвоил любовь к точным наукам.
В 1872 году семья Лопатиных поселилась в собственном двухэтажном доме на углу Хрущёвского и Гагаринского переулков. Дом этот приобрёл в Москве большую известность благодаря происходившим в нём частным собраниям, так называемым лопатинским «средам». Глава семьи, М.Н. Лопатин, поддерживал дружеские отношения со многими выдающимися людьми своего времени. Каждую среду по вечерам в его доме собирались на ужин представители научной и творческой интеллигенции: профессора, литераторы, актёры, судебные и общественные деятели. Здесь можно было встретить таких людей, как С.М. Соловьёв, И.Е. Забелин, И.С. Аксаков, Д.Ф. Самарин, А.Ф. Писемский, А.И. Кошелев, Н.П. Гиляров-Платонов, С.А. Юрьев, Л.И. Поливанов, В.И. Герье, В.О. Ключевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой и многих других. Собрания эти имели большое влияние на детей М.Н. Лопатина, в особенности на Льва. В этой старомосковской, славянофильской среде происходило становление его взглядов и жизненных идеалов. Особенно много дало юному Лопатину общение с С.А. Юрьевым, в беседах с которым он почерпнул свои первые философские уроки. Огромное влияние на судьбу Лопатина оказала его дружба с Владимиром Соловьёвым. Семьи их отцов, М.Н. Лопатина и С.М. Соловьёва, жили по соседству и поддерживали близкие отношения, а летом вместе отдыхали в подмосковной усадьбе Покровское-Стрешнево.
По окончании гимназии в 1875 году Лев Михайлович поступил учиться на историко-филологический факультет Императорского Московского университета. В 1879 году окончил университет со степенью кандидата. Одно время он преподавал русский язык в реальном училище (1879-1880), а затем устроился преподавателем литературы и истории в родной гимназии Л.И. Поливанова и в женской гимназии С.А. Арсеньевой. Связь с этими учебными заведениями философ сохранил до конца жизни.
В 1880 году Л.М. Лопатин в качестве помощника Поливанова принял участие в организации торжеств по случаю открытия памятника А.С. Пушкину, на которых он познакомился с Ф.М. Достоевским, который в письме к жене характеризовал его как «человека чрезвычайно умного, весьма мыслящего, чрезвычайно порядочного и в высшей степени моих убеждений».
В 1881 году, по приглашению В.И. Герье, Лев Михайлович начал преподавать на историко-философском факультете Московских высших женских курсов (МВЖК). В эти годы началась его литературная деятельность в «Русской мысли». Вскоре, по настоянию и протекции В.И. Герье, Л.М. Лопатину удалось вернуться в Московский университет. В 1884 году он успешно сдал магистерский экзамен, а в следующем году, прочитав пробные лекции по теории причинности Канта, приступил к преподаванию в качестве приват-доцента. Весной 1886 года Лев Михайлович защитил магистерскую диссертацию, текст которой, под заглавием «Область умозрительных вопросов», был опубликован в том же году в качестве 1-го тома «Положительных задач философии».
В 1891 году Л.М. Лопатин успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности», и в том же году опубликовал её в качестве 2-го тома «Положительных задач философии». С 1892 года – экстраординарный, а с 1897 – ординарный профессор ИМУ. В 1910 году Лев Михайлович стал заслуженным профессором ИМУ. Вся его дальнейшая жизнь была связана с ИМУ, в стенах которого он проработал в общей сложности 35 лет – больше, чем кто-либо другой из дореволюционных преподавателей философии. Одновременно он продолжал читать лекции в двух гимназиях и на МВЖК.
За годы своей преподавательской деятельности Л.М. Лопатин прочёл множество лекционных курсов, часть из которых была опубликована в виде отдельных изданий. Сюда относятся, прежде всего, курсы по истории древней и новой философии, выходившие в виде литографированных изданий в разные годы. Многочисленные издания этих курсов свидетельствуют о постоянной творческой переработке, которой подвергал их автор. Философ также читал курсы по античной культуре, спецкурсы «Европейская философия в текущем столетии», «Философия Канта», «Этика», курс «Основные проблемы познания»; в 1894 году он начал читать новый курс «Введение в философию», а с 1899 года – курс психологии.
24 января (по старому стилю) 1885 года при ИМУ было создано Психологическое общество, объединившее в своих рядах множество философов, психологов и представителей других наук. Общество было задумано не только как психологическое, но и как философское; инициатором его создания и первым председателем выступил профессор М.М. Троицкий. С самого момента создания Общества Лев Михайлович принял живое участие в его деятельности; он неизменно присутствовал на его заседаниях, выступал с докладами, участвовал в прениях. В 1887 году, после отставки Троицкого, новым председателем Общества стал профессор Н.Я. Грот, по инициативе которого в 1889 году Общество стало издавать журнал «Вопросы философии и психологии».
С конца 1880-х годов жизнь Л.М. Лопатина была тесно связана с деятельностью Психологического общества. Его статьи публиковались в «Трудах Московского Психологического Общества», а с появлением журнала «Вопросы философии и психологии» он стал одним из его основных авторов, на протяжении 1890-х и начала 1900-х годов, философ помещал в журнале статьи по вопросам психологии, лёгшие в основу его курса психологии, читанного на МВЖК и опубликованного в виде литографированного издания в 1903 году. С начала 1900-х годов Лев Михайлович начал печатать в журнале статьи общефилософского содержания, развивавшие идеи его основного труда – «Положительные задачи философии». Всего за годы своего сотрудничества с журналом «Вопросы философии и психологии» Л.М. Лопатин опубликовал в нём более 50 статей.
В 1899 году, после смерти Н.Я. Грота, Лев Михайлович был избран новым председателем Психологического общества и с этого момента возглавлял Общество вплоть до 1920 года. Одновременно он продолжал редактировать журнал «Вопросы философии и психологии», После смерти С.Н. Трубецкого руководство журналом «Вопросы философии и психологии» целиком перешло в руки Л.М. Лопатина, который оставался его единоличным редактором вплоть до закрытия издания в 1918 году. Несмотря на физические потери и революционные события в стране, к началу 1910-х годов Обществу удалось выйти из кризиса; журнал «Вопросы философии и психологии» продолжал издаваться большими тиражами и знакомить читателя с новейшими философскими идеями. К этому времени Лев Михайлович, сосредоточивший в своих руках пост председателя Общества и редактора журнала, стал главным представителем философии в Москве.
В 1911 году Психологическое общество торжественно отпраздновало 30-летний юбилей научной деятельности Л.М. Лопатина. На состоявшемся 11 декабря торжественном заседании присутствовали представители почти всех учёных, просветительных и литературных обществ Москвы. Были зачитаны приветственные адреса от Московского Психологического общества, Московского университета, МВЖК, Общества любителей российской словесности, Московских обществ: испытателей природы, невропатологов и психиатров, математического, юридического, религиозно-философского, Московского литературно-художественного кружка, женской гимназии С.А. Арсеньевой и мужской гимназии Л.И. Поливанова, а также от товарищей по факультету, слушателей и слушательниц. В выступлениях Лев Михайлович назывался «одним из самых значительных представителей философской мысли в России», «выдающимся национальным мыслителем» и «рыцарем философии». Указывалось, что он был одним из творцов русской идеалистической философии, заложил прочный фундамент философской психологии и способствовал развитию русского философского языка. Философ был тронут высокой оценкой своих трудов и в ответном слове признался, что никогда не рассчитывал на прижизненное торжество своих идей и работал главным образом для будущих поколений. К юбилею был издан посвящённый Л.М. Лопатину «Философский сборник»; был переиздан первый том его «Положительных задач философии» и опубликован сборник статей «Философские характеристики и речи».
Среди его основных трудов: Настоящее и будущее философии. 1910; Памяти Вл. С. Соловьёва. 1910; Философские характеристики и речи, 1911; Спиритуализм как мистическая система философии, 1912; История новой философии. Лекции, 1894; История древней философии. Лекции, 1896; Психология. Лекции, 1900; История новой философии. Лекции, 1902; Лекции по истории новой философии, 1914; Николай Яковлевич Грот, 1900; Князь Сергей Николаевич Трубецкой, 1906; Князь С.Н. Трубецкой и его общефилософское миросозерцание, 1906; Философское мировоззрение Н.В. Бугаева, 1901.
Жизнь Льва Михайловича была типичной жизнью философа: небогатая внешними событиями, она была наполнена преимущественно внутренней умственной работой. Философ никогда не женился и всю жизнь провёл холостяком. Жил он всегда в одном и том же доме – в родительском особняке в Гагаринском переулке, из которого никогда не переезжал и в котором тихо скончался 21 марта 1920 года в своей комнате в присутствии немногочисленных учеников и знакомых. По воспоминаниям А.И. Огнёва, последними словами философа были: «Там всё поймём». Маргарита Кирилловна Морозова (1873–1958), внесшая значительный вклад в религиозно-философское и культурное просвещение русского общества начала XX века, жена фабриканта, мецената и коллекционера М.А. Морозова, вспоминала: «Никогда не забуду, как мы собрались после его кончины в его особнячке вечером в полутемных комнатах, едва освещенных одной или двумя свечами. Его должны были положить в гроб. Но гроб невозможно было пронести по этой узенькой деревянной лесенке наверх в спальню Л.М., где он скончался. Тогда один человек без труда взял на руки его маленькое легкое тело, одетое в черный сюртук, и снес его вниз. У меня врезалось в память его откинутая назад голова, беспомощно висевшая маленькая, тонкая рука и свисавшие такие же тонкие и маленькие ноги в белых носках». Философ был похоронен на территории Новодевичьего монастыря рядом с могилой брата и недалеко от могилы В.С. Соловьёва. Ему были посвящены несколько некрологов и вышедшая в 1922 году книга А.И. Огнёва «Лев Михайлович Лопатин».
Источники:
https://mpgu.su/novosti/rycar-filosofii-professor-mvzhk-lev-mihajlovich-lopatin-1855-1920/
Родословная: https://www.geni.com/people
http://www.hrono.ru/proekty/metafizik/fk202.html
http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lopatin_lev.php
https://shchedrovitskiy.com/lopatin-leo-mikhailovich/
http://www.persev.ru/bibliography/lev-mihaylovich-lopatin
https://runivers.ru/personals/author64023/
https://philos.msu.ru/node/1404
https://ru.wikisource.org/wiki
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.