Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Николая Владимировича Чехова (15/27.06.1865 – 08.11.1947)

Новости МПГУ

«Иду к униженным,
Иду к обиженным,
Где горе слышится,
Где трудно дышится,
Будь первым там!»
/ Директива Николая Владимировича Чехова

 

«В Вашем лице, Николай Владимирович, все мы ценим, чтим живое и яркое воплощение богатейшего опыта ряда поколений народных учителей. В обширной семье деятелей народного образования нашей страны Вам принадлежит никем неоспоримое место почетного ветерана, старейшего из старых учителей, к авторитетному голосу которого чутко прислушивается всегда наша педагогическая общественность… Отличительной особенностью, которая всегда характеризует Вашу творческую и общественную работу, является необычное умение сочетать практику с теорией и теорию с практикой»

/ Народный комиссар просвещения В.П. Потёмкин

Николай Владимирович Чехов – учёный и педагог, деятель образования и истории педагогики, доктор педагогических наук, один из членов-учредителей и действительный член Академии педагогических наук РСФСР, профессор педагогического факультета 2-го МГУ, Заслуженный деятель науки РСФСР.

Н.В. Чехов родился 27 июня 1865 года в Санкт-Петербурге в семье врача-психиатра В.Н. Чехова. Двоюродный брат Михаила Степановича Ольминского (настоящая фамилия Александров; 03/15.10.1863-08.05.1933, в некрополе у Кремлёвской стены) – деятеля революционного движения, публициста, историка и литературного критика.

Отец Николая Владимировича, Владимир Николаевич Чехов, окончил Петербургскую медико-хирургическую академию и всю свою жизнь работал врачом-психиатром. Мать, Людмила Александровна, была дочерью чиновника министерства народного просвещения. Она получила воспитание и образование в закрытом среднем учебном заведении. В семье Владимира Николаевича было четверо детей: сыновья – Николай и Владимир и две дочери – Людмила и Ольга. Мать Н.В. Чехова отличалась особой любовью к детям. В семье она руководила воспитанием и первоначальным обучением детей, а подготовкой в гимназию занималась домашняя учительница Чеховых – Вера Васильевна Грушко. Н.В. Чехов в своих воспоминаниях так описывает период своего детства: «До двенадцати лет я учился и воспитывался дома. Воспитанием моим занимались мать и домашняя учительница. Отец непосредственно в наше обучение и воспитание не вмешивался, но, очевидно, одобрял то воспитание, которым занималась мать».

Воспитание детей в семье Чеховых с самых ранних лет заложило крепкие основы для формирования волевой и дисциплинированной личности; все дети приучались к физическому и умственному труду. Большое значение в воспитательной работе в семье имело привитие детям любви и привычки к чтению художественной литературы. «Мать моя читала прекрасно, всегда с большим чувством и выразительно», – вспоминал Н.В. Чехов. В раннем детстве он особенно увлекался сказками. Позднее большое влияние на его развитие оказали произведения Белинского, Писарева, Добролюбова, Чернышевского, Некрасова и других. Помимо этого, как он же вспоминает, родители рассказывали о природе, о людях, знакомили с жизнью, стараясь направить стремления детей к лучшему будущему. На детей огромное воспитательное влияние оказывал весь строй жизни семьи. Отец Н.В. Чехова был прекрасным семьянином, и между ним и матерью дети никогда не видели никаких ссор и семейных сцен: в семье жили дружно.

После получения начального домашнего образования, в 1878 году Николай Владимирович поступил во 2-й класс 6-й петербургской классической гимназии, которую окончил в мае 1884 года, сдав экзамен на аттестат зрелости. Затем в 1884-1888 годах обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.  В этот период он постоянно общался с профессорами своего факультета. Для студентов I курса университета логику и психологию читал профессор философии М.В. Владиславлев, древнюю историю читал профессор Ф.Ф. Соколов, лекции по общему языкознанию – профессор Н.П. Минаев, курс русской истории вел профессор Е.Е. Замысловский, лекции по русской литературе читал профессор О.Ф. Миллер.

О.Ф. Миллер был не только ученым, но и замечательным пропагандистом демократических идей своего времени. «В ту эпоху, когда Петербургский университет был средоточием самых блестящих ученых сил, –вспоминает Н. В. Чехов, – когда на филологическом факультете преподавали Бестужев-Рюмин, Семеновский, Веселовский, на естественном – Менделеев, Меншуткин и Бутлеров, на математическом – Чебышев, Сергеевич, Файницкий. Миллер занимал среди них выдающееся место как учитель, как воспитатель по преимуществу». На III курсе Н.В. Чехов поступил в студенческое научно-литературное общество, в котором О.Ф. Миллер был председателем, а секретарем – Александр Ульянов. После 1 марта 1887 года, когда в правительственном сообщении о покушении на Александра III были названы студенты Петербургского университета, большинство которых были членами научного студенческого общества (Ульянов, Андрушевич, Осипанов, Новорусский, Лукашевич и другие), в обществе началась тревога. После ареста Ульянова и других членов правления общество закрыли. Вскоре после этого, во время студенческих волнений, из университета ушел профессор О.Ф. Миллер. Его уход был связан с деятельностью Каткова – редактора «Московских ведомостей», ведшего в то время ожесточенную борьбу с передовыми течениями в русской литературе и общественном движении. Имя Каткова в этот период было символом самой оголтелой монархической реакции. Профессор О.Ф. Миллер одну из своих лекций посвятил Каткову, вскрыв всю злую роль, которую тот играл во Всероссийской реакции. После лекции студенческая аудитория проводила Миллера громом восторженных аплодисментов. Об этой лекции-речи стали говорить, слух о ней дошел до начальства. Министр народного просвещения. Делянов официально запросил у Миллера текст этой лекции. О.Ф. Миллер официально ответил, что считает, что как профессор он может говорить свободно со студентами, о чем найдет нужным; что текста этой речи он не обязан представлять, но слов своих не скрывает и отправил эту лекцию в московскую газету «Русские ведомости», где министр и может ознакомиться с ней. За эту речь, явившуюся обвинительным актом по адресу царившего в 80-х годах режима, О.Ф. Миллер был уволен из университета.

Живой интерес к народной жизни и народному образованию, и особенно к педагогической деятельности, у Н.В. Чехова сложился еще в студенческие годы. «Школой и народным образованием я заинтересовался еще студентом, – писал он. – Из людей, повлиявших на выбор моей профессии, укажу на Вячеслава Яковлевича Аврамова, выдающегося учителя Петербургской губернии, школу и уроки которого в деревне Волково под Петербургом я посещал. Не без влияния на меня осталось и посещение воскресной школы для рабочих на Шлиссельбургском тракте за Невской заставой – той самой, в которой через несколько лет работала Н.К. Крупская. Влияние на мой выбор педагогической профессии оказали также кружки народной литературы А.М. Калмыковой, издательство «Посредник» и сам И.И. Горбунов-Посадов, и особенно земский кружок и личный пример Д.И. Шаховского».

Университет Николай Владимирович окончил в 1887 году по двум отделениям – славянскому и историческому, получив степень кандидата. В годичном университетском отчете за 1887 год упоминается его первая научная работа: «Болгарская литература XV–XVI веков», – это самостоятельная переработка лекций профессора Сырку. Вторая кандидатская работа его была представлена в виде доклада (январь 1890) в Географическом обществе. Это разбор сочинения Григория Новицкого (полковник, сторонник Мазепы, был сослан в Тобольск и сопровождал Феофилакта Лещинского в его миссионерских поездках к остякам; его сочинение было найдено и напечатано Л. Майковым в 80-х годах в издании «Общество любителей древней письменности») о народе остяцком (начало XVIII века). Анализу этого сочинения и была посвящена названная работа. Екатерина Николаевна Чехова (дочь Н.В. Чехова) писала, что «интерес к малым народам Николай Владимирович сохранял всю свою жизнь, и как раз последние его работы посвящены вопросу просвещения нерусских национальностей»

В 1988 году он поступил в Петербургский археологический институт, где занялся русской палеографией. Одновременно стал давать частные уроки и продолжал работу в кружках по народной и детской литературе и народному образованию. Обучение в университете не окончил, начав в 1890 году свою педагогическую деятельность заведующим хозяйственной частью земских училищ Богородицкого уезда Тульской губернии, чтобы ближе стать к народу. И эта скромная должность показалась ему самым интересным делом из всех возможных для него видов деятельности. Он фактически руководил школами и проводил большую работу с учительством. Из недели в неделю, в крестьянской телеге, на санях, в распутицу верхом на лошади разъезжал он по деревням и сёлам Тульской губернии. Кроме земских училищ, ему приходилось посещать и крестьянские школы грамоты, которые получали некоторое пособие от земств и входили в сферу его надзора.

Огромное большинство учителей уезда были местные крестьяне, прошедшие в свое время начальную школу и затем сдавшие экзамены на звание учителя. Они не порывали связи со своим крестьянским хозяйством и на лето уходили в деревни на крестьянскую работу. Жизнь в деревне, домашний быт учеников были одновременно жизнью и бытом учителей. «Они раскрывали передо мной, – вспоминал Н.В. Чехов, – все детали этой жизни, и от них я научился понимать ту связь, которая существовала между жизнью детей и окружающей их среды и результатами школьной работы». Еще ближе сливалась с народной жизнью работа учителей частных крестьянских школ грамоты. Это были просто грамотные крестьяне, иногда подростки, прошедшие земскую школу, иногда старики – «выученики» приходских дьячков. Учили они детей в исключительно тяжелых условиях. В некоторых селениях никакого внешнего признака школы не было, дети занимались в крестьянских избах по очереди. В Богородицком уезде в 90-х годах было 35 земских училищ, две церковно-приходских школы, два министерских училища и 80 школ грамоты. За восемь лет деятельности Н.В. Чехова в этом уезде число начальных земских школ увеличилось с 35 до 90.

Одновременно с педагогической, Н.В. Чехов вёл методическую работу с учителями, участвовал в подготовке и работе Всероссийского съезда деятелей по профессионально-техническому образованию (1895-1896), а также в создании в 1896 году Учительского общества взаимопомощи. В 1897-1902 годах заведовал двухклассным училищем при станции Екатеринослав (ныне – Днепропетровск) и школами Екатерининской железной дороги и читал лекции по истории русской литературы в Екатеринославском народном университете. Одновременно ему было поручено инспектирование всех начальных двухклассных школ Екатерининской железной дороги.

В 1902 году Николай Владимирович переехал на работу в Тверь. Здесь был избран председателем местного учительского общества, инспектировал городские и сельские школы губернии, проводил занятия по методике преподавания на летних учительских курсах-съездах, являлся председателем правления Тверского учительского общества взаимопомощи.

В Научном архиве АПН РСФСР хранятся мемуары заслуженной учительницы школ ССР Грузии Окороковой В.Э., в которых она вспоминает о своей совместной работе с Н.В. Чеховым: «Я получила приглашение в Тверскую губернскую земскую управу на место помощника заведующего отделом народного образования Николая Владимировича Чехова. Это человек высокообразованный, с большой инициативой, широким кругозором и умением не подавлять, а возбуждать инициативу не только у своих сослуживцев, но и у людей, близко с ним со прикасавшихся по работе. Я с большим удовлетворением вспоминаю свою работу под его руководством».

В 1904 году Николай Владимирович оставил предыдущую работу, но продолжал жить в Твери. В 1903 году написал детскую драму «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена, впоследствии неоднократно переиздававшуюся. В 1905-1907 годах Н.В. Чехов участвовал в работе нелегальных учительских съездов в Москве и Финляндии, был членом ЦК нелегального Всероссийского учительского союза, а также председателем Федерации национальных учительских союзов и просветительских обществ. С 1906 по 1909 год он преподавал литературу и методику русского языка в Петербургской учительской семинарии. Не ограничиваясь работой в семинарии, он вместе со своей женой, М.А. Чеховой, в 1908 году организует Общество содействия дошкольному воспитанию. Совместно с профсоюзом рабочих металлистов он открывает детский сад для детей рабочих при клубе «Знание», а затем ещё 14 народных детских садов. Николай Владимирович был избран первым председателем Общества содействия дошкольному воспитанию.

С 1907 года Н.В. Чехов издавал и был редактором журнала «Учитель», одновременно сотрудничал в «Народном учителе», в журнале «Просвещение», в «Вестнике воспитания», вёл хронику по народному образованию в журнале «Русская школа».

В 1909 году Николай Владимирович переехал в Москву, где занимал должность заведующего школами в Московской городской управе, а затем (1909-1916) руководил Московскими женскими педагогическими курсами имени Д.И. Тихомирова. Наряду с педагогической, занимался общественной деятельностью – был помощником члена Московской городской думы (1909-1910), председателем совета курсов Общества воспитательниц (1910-1916). В 1916-1919 годах он заведовал земскими педагогическими курсами в Воронеже. С февраля по октябрь 1917 года являлся председателем Воронежской городской думы и председателем местного учительского союза.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1919-1920 годах, Н.В. Чехов заведовал школьными отделами разных районов Москвы. В период 20-х годов, помимо своей основной работы, он включился в работу по ликвидации неграмотности в Красной Армии, а из инвалидов войны он подготавливал учителей. Состоял членом ЦК Общества «Долой неграмотность» (1920-1929), принимал деятельное участие в выпуске журнала «За грамоту».

В 1920-1927 годах Николай Владимирович работал в Наркомпросе РСФСР, в 1923-1930 годах исполнял обязанности профессора педагогического факультета 2-го МГУ, в 1925-1930 годах работал профессором высших педагогических курсов. Читал лекции для учителей в различных городах Советской России. Одновременно в 1922-1930 годах являлся членом Института детской литературы, затем – отделения детской литературы Института внешкольного образования и Института научной педагогики. Сотрудничал с Музеем детской книги в Москве. В 1930-1935 годах работал консультантом Наркомпроса.

В 1938-1944 годах Н.В. Чехов работал научным сотрудником Государственного НИИ школ. В 1940 году стал доктором педагогических наук. В 1944-1945 годах заведовал Научным архивом Академии педагогических наук РСФСР, в 1945-1947 годах был научным сотрудником Института теории и истории педагогики АПН и Института методов обучения.

Н.В. Чехов – автор свыше 800 работ по вопросам педагогики, истории народного образования, школоведения, организации народного образования, детской литературы и детского чтения, методики преподавания русского языка, учебников и учебных пособий. Среди изданных работ: Снежная королева: Детская драма с пением. – М., 1903; Свободная школа: Опыт организации средней школы нового типа. – М., 1907; Новейшие течения в обучении русскому языку в начальной школе. – М., 1911; Народное образование в России с 60-х годов XIX века: Сборник. – М., 1912; Введение в изучение детской литературы. – М., 1915; Детская книга и детское чтение. – М., 1915; Типы русской школы в их историческом развитии. – М., 1923; Картинный словарь русского языка: Наглядное учебное пособие для учащихся нерусских начальных школ. – М., 1945.

Николай Владимирович был удостоен звания «Заслуженный деятель науки РСФСР» (1940); награждён орденами Трудового Красного Знамени, Ленина (1945).

Н.В. Чехов скончался 8 ноября 1947 года в Москве. Покоится на 39-м участке Ваганьковского кладбища.

Источники:

Седельникова Муза Владимировна. Н.В. Чехов – видный деятель народного просвещения. – М., 1960

http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=sedelnikova_chehov-vidny-deyatel_1960&bookhl=

Научный архив АПН РСФСР, фонд 18, оп. 1, ед. хр. 98. Мемуары заслуженной учительницы ГССР Окороковой В.Э. «Мой учительский путь» (1888-1921).

Помелов Владимир Борисович. Н.В. Чехов – видный российский педагог, просветитель и организатор народного образования / Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2019. – Том 4. – Выпуск 2.

https://www.gramota.net/materials/4/2019/2/3.html

https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-vzglyady-nv-chekhova-na-problemy-rossiiskogo-uchitelstva-v-kontekste-obshche

https://istprof.ru/2334.html

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

12 / 11 / 2022

Показать обсуждение