Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Елены Осиповны Кабо (25.08.1888 – 21.08.1968)

Новости МПГУ

Елена Осиповна (Иосифовна) Кабо – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, крупный деятель советской статистики труда, автор работ по разнообразным вопросам статистической науки, верный спутник Рафаила Михайловича Кабо – участника Великой Отечественной войны, экономиста и географа, кандидата географических наук, профессора, заведующего кафедрой экономической географии Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.

Е.О. Кабо (в девичестве – Губергриц) родилась 25 августа 1888 года в городе Приазовья – Таганроге, где и провела первое десятилетие своей жизни, после чего ее семья перебралась в Мариуполь. Девочка принадлежала к интеллигентной ассимилированной еврейской семье, представителем которой был, между прочим, и Юлий Дмитриевич Энгель – известный композитор и музыкальный критик, исследователь еврейского музыкального фольклора, один из основателей Народной консерватории в Москве.

О своей семье Елена Осиповна вспоминала: «Дело было в Таганроге, где протекали первые годы моего детства. Несмотря на многие и серьезные поправки, которые в него никто не догадался внести, а может быть, и благодаря их отсутствию, это было, в конце концов, счастливое детство, потому что оно протекало среди непритязательных и добрых людей, заботливо охранявших нас от всякого зла. В двух семьях вместе нас было семеро детей, принадлежавших приблизительно к одной и той же демографической группе. Поколение наших родителей состояло из двух братьев, их жен и их старшей сестры. Кроме нее, у нас было еще много других дядей и тетей. Иногда они приезжали в наш город, подолгу гостили и, оставляя подарки детям, уезжали».

О Таганроге времен ее детства Елена Осиповна писала так: «В ту пору жителей в городе было немного. И в каждом районе его были свои живые достопримечательности, свои знаменитые люди. В районе Нового Базара, что у Митрофаньевской церкви, почти все жители знали нашу тетку». Именно этой таганрогской тетке Маше посвящены, пожалуй, одни из самых трогательных страниц воспоминаний Елены Осиповны Кабо. Трогательно звучат и воспоминания, навеянные старой фотографией: «Дом в Таганроге. Мы только что прибежали с купанья. Море и дорога разожгли аппетит. Кажется, мы явились как раз вовремя. Короткие тени уже легли на чистую лужайку двора и на большой стол, покрытый белоснежной скатертью. Среди чайной посуды стоит блюдо. Что лежит на нем под салфеткой? Сдобные ли булочки или, чего доброго, вишневые пирожки? Или, может быть, теплый макаронный хлеб, густо смазанный маслом? Что бы там ни было, мы не сядем за стол, пока не закипит самовар».

Отрывочные сведения о Таганроге и его жителях вкраплены и в воспоминания Рафаила Михайловича Кабо. С другой стороны, в записях Елены Осиповны находим немало информации о Бердянске. Интересно, что живописуя свое бегство из Мариуполя в Бердянск (“сверкающий на солнце городок на берегу Азовского моря”), совершенное ею в начале 1904 года, Елена Осиповна отметила: «В тот самый день, когда я должна была выехать из Мариуполя в Бердянск, Рафаил должен был уехать из Бердянска. Он имел уже назначение в Бахмут на новую партийную работу. Он торопился уехать из Бердянска еще и потому, что… был там слишком известен полиции. Он должен был уехать из Бердянска навсегда, я же, наоборот, ехала в Бердянск надолго, во всяком случае на весь тот необозримый отрезок жизни, который был нужен для того, чтобы научиться какому-нибудь ремеслу и… закончить курс по биологии».

Впрочем, планам долгого пребывания в Бердянске сбыться было не суждено. Фактически сразу после приезда сюда пятнадцатилетняя мечтательница о “свободе и независимости” попала под полицейскую “кампанию по истреблению бердянских крамольников на их мирных квартирах”. Она была доставлена в полицейское управление и до утра просидела в претенциозно обставленном кабинете полицмейстера, который взял ее под свое личное попечение. Однако в тот же день в Бердянске было получено известие о начале Русско-Японской войны, и бердянскому полицмейстеру стало не до арестованной: была объявлена мобилизация и полицмейстер принялся организовывать манифестацию, в которой, согласно воспоминаниям Елены Осиповны, преобладали переодетые городовые, учащиеся средних учебных заведений и бердянские люмпены. В это время в поисках дочери из Мариуполя в Бердянск приехала мать, которой Елену и отдали полицейские власти, потребовав при этом, чтобы дочь была немедленно увезена из Бердянска. Что и было выполнено.

В 1905 году Елена Осиповна окончила Екатеринославскую женскую гимназию и поступила на Высшие женские курсы в Харькове.

Достаточно колоритно начало повествования Елены Осиповны о том, как в начале 1906 года она снова приехала в Бердянск, на этот раз – уже по согласованию с Крымским комитетом РСДРП с целью “сохранить и связать между собой распавшиеся остатки партийной организации”: «Бердянск – игрушечный городок. Но волна революции, прокатившаяся по России в 1905 году, прошла и через Бердянск, и это была волна подлинная, а не игрушечная, всеуездная волна».

В 1910 году за пропаганду марксизма и революционную деятельность она была арестована, исключена из состава слушательниц курсов и выслана под надзор полиции. В дальнейшем ей пришлось делить ссылки, скитания и нелегальное существование со своим мужем, Рафаилом Михайловичем Кабо (09/21.03.1886-28.01.1957), в те годы – профессиональным революционером, а впоследствии – известным ученым в области экономической географии, профессором Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Оба они принимали активное участие в революционном движении, будучи членами меньшевистского крыла социал-демократической партии, но после революции 1917 года, разочаровавшись в ней, полностью отошли от политической деятельности, сконцентрировавшись на науке и преподавании.

В семье Рафаила Михайловича и Елены Осиповны было двое детей: дочь – писатель, журналист и педагог Любовь Рафаиловна Кабо (Попадюк; 04.03.1917, Москва – 29.11.2007, Москва); сын – студент исторического факультета МГПИ, участник Великой Отечественной войны, этнограф-австраловед, лауреат премии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, доктор исторических наук Владимир Рафаилович Кабо (07.02.1925, Москва – 04.06.2009, Канберра, Австралия).

Елена Осиповна Кабо в городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии заведовала уездной библиотекой-читальней имени А.П. Чехова.

В 1915 году Елена Осиповна поселилась в Москве, где и прожила до конца жизни. В первые годы она работала во Всероссийском союзе городов и в Статистико-экономическом отделе Всероссийского союза потребительских обществ (Центросоюза); к этому времени относятся ее первые научные работы, выполненные в двух названных организациях и опубликованные в 1916 и 1918 годы. Однако круг научных интересов Елены Осиповны окончательно сформировался, а ее исследовательский талант достиг подлинного расцвета лишь в 20-х годах, в пору ее работы в Центральном бюро статистики труда (ЦБСТ), где она в 1921-1929 годы возглавляла Отдел рабочего бюджета.

Ранняя пропагандистская деятельность Елены Осиповны в рабочих кружках побудила ее заняться изучением жизни и быта русских рабочих. С 20-х годов оно стало делом всей ее жизни, сформировало ее в крупного всестороннего ученого-экономиста, статистика, социолога.

Весьма благоприятным для развития таланта Е.О. Кабо стало повседневное общение и сотрудничество с виднейшими статистиками того времени – основоположником всей советской статистики труда С.Г. Струмилиным (возглавлявшим ЦБСТ), Г.С. Поляком (ведавшим отделом статистики труда в ЦСУ), А.Г. Рашиным (заведующий статистикой труда в ВЦСПС), Ф.Д. Маркузоном (заведующий Московским объединенным отделом статистики труда), И.Н. Дубинской (ведавшей статистикой труда в Украинском Совете профсоюзов), А.Е. Лосицким и Н.А. Филипповой (известными исследователями питания городского и сельского населения). Достойное место в этой плеяде творцов советской статистики труда 20-х годов вскоре заняла и сама Елена Осиповна.

В литературном наследии Е.О. Кабо поражает обилие и разнообразие вопросов, которым посвящались ее работы: уровень розничных цен и санитарное состояние детского населения, товарность колхозных хозяйств и экономические карты Азиатского Севера, культурно-просветительная деятельность потребительских обществ и бюджеты тувинских кочевников, квартирная плата рабочих и особенности движения населения в пореформенной Москве. Это говорит о необычайной широте кругозора и научных интересов Елены Осиповны, ее умении всегда откликаться на требования жизни, об отсутствии равнодушия к злободневным социальным вопросам. Тем не менее центральными темами, главными проблемами для нее всегда оставались бюджеты рабочих, а в связи с ними – бюджетный индекс как показатель «стоимости жизни»; потребление и особенно питание рабочих и всего вообще населения как показатели народного благосостояния; рабочий быт в целом. Наиболее целостное освещение все эти проблемы нашли в двух широко известных книгах Елены Осиповны – «Питание русского рабочего до и после войны» и «Очерки рабочего быта», получивших высокую оценку специалистов. В этих книгах с наибольшей полнотой сказались замечательные черты незаурядного таланта Елены Осиповны как ученого и писательницы: глубокая идейность, исчерпывающее знание вопроса, мастерство обработки статистического материала, сочетание монографических данных с массовыми данными выборочных бюджетных обследований, живой литературный язык, образность мышления, умение облекать в плоть и кровь «сухие» статистические данные, идти от разрозненных, но характерных единичных фактов к бесспорным широким обобщениям.

В 1929 году Елена Осиповна оставила ЦБСТ и в последующие 20 лет (по 1948) работала в различных московских научно-исследовательских институтах. Обладая широкой эрудицией в экономике, статистике, социологии, она быстро и легко ориентировалась в задачах и научных запросах каждого из этих институтов и успешно разрабатывала новые и новые для нее темы. Так последовательно были написаны исследования, относящиеся к 1933-1941 годам.

В первые годы Великой Отечественной войны Е.О. Кабо жила в г. Ойрот-Тура Алтайского края, но и там не прекращала ни научной, ни практической работы, в частности написала обстоятельную монографию о населении и культурно-бытовом строительстве в Ойротской автономной области к ее 20-летию (1942). По возвращении из эвакуации Елена Осиповна работала в Московском филиале Арктического научно-исследовательского института (1943-1948).

В работах Елены Осиповны уделено немало места и внимания собственно методологическим вопросам. Так, в двух книгах и во многих статьях 20-х годов она разбирает наиболее спорные в то время вопросы бюджетной статистики: о единице наблюдения и исследования (семья или отдельные члены семьи), о способах и трудностях совокупного выражения всей семьи в условных бюджетных единицах – «взрослых едоках», о недостатках одномесячных и преимуществах годовых семейных бюджетов, о преимуществах экспедиционного способа бюджетных обследований по сравнению с анкетным, о программе обследований и системе опросных листов, о сочетании монографического метода со сводной обработкой массовых выборочных данных и т. д. Вопрос о значении монографического метода в статистике и вообще в социальных научных исследованиях специально рассматривается в двух (неопубликованных) статьях, относящихся к более поздним годам.

Тридцатилетие, протекшее от начала 30-х до начала 60-х годов, породило своего рода анабиоз научной теории бюджетных и иных выборочных социальных исследовании. Все эти три десятилетия Е.О. Кабо не переставала работать над прежним кругом излюбленных проблем, являя образец научного бескорыстия и преданности раз избранному делу жизни. Она собирала новый ценный материал, работая в библиотеках и архивах, заново продумывала прежние проблемы, писала новые и новые статьи.

В последние годы жизни Елены Осиповны (1962-1968) были обновлены или заново написаны многие работы, из них были при жизни опубликованы или уже находились в печати восемь работ самого разнообразного содержания – заслуженная награда за самоотверженный бескорыстный труд их автора на протяжении нескольких десятилетии. Всегда взыскательная к себе самой и требовательная к собственным работам, Елена Осиповна и в этих статьях тщательно проверяла числовые данные, взвешивала каждое слово в своих выводах, в оценках исторических фактов. Историческому очерку, посвященному советскому бюджетному индексу 20-х годов, очерку, во многом автобиографичному, над которым она радостно, хотя и с напряжением сил, трудилась весной – летом 1968 года, суждено было стать последней ее работой.

В личной жизни, в общении с людьми Елену Осиповну всегда отличала предельная скромность, неизменная доброжелательность, душевная ясность, мягкий юмор, по одновременно и непреклонная, почти суровая принципиальность. Она живо, по-молодому откликалась на новые научные начинания, многого ждала от неудержимо расширяющихся социологических исследований. До последнего дня жизни она охотно помогала научной молодёжи, всегда тянувшейся к ней. Многие ожидали возвращения Елены Осиповны из летнего отпуска 1968 года, чтобы вновь встретиться и побеседовать, посоветоваться о своих научных трудах. Но всё это оказалось неосуществимым.

Научные труды Елены Осиповны Кабо: Питание русского рабочего до и после войны. – М., 1926; Очерки рабочего быта. Опыт монографического исследования домашнего рабочего быта. – М., 1928; О формах учета и отчетности «Трудовое посредничество». – М., 1916; Положение рабочих Сославленской фабрики. – М., 1918; Розничные цены потребительских обществ. – М„ 1918; Культурно-просветительная деятельность потребительских обществ. – М., 1919; Бюджет текстильного рабочего. – М., 1923; Питание русского рабочего. – М., 1924; Годовой рабочий бюджет. – М., 1924; Годовой рабочий бюджет. – М., 1925; Квартирная плата и рабочий бюджет. – М., 1927; Индекс стоимости жизни. – М., 1927; Годовой баланс рабочей семьи л годовые нормы рабочего потребления. – М., 1927; Рабочий бюджет и культурная революция. – М., 1928; Рабочий бюджет и культура. – М., 1929; К вопросу об изучении рабочего потребления. – М., 1929; Вопросы потребления. – М., 1931; К вопросу об изучении народного питания. – М., 1962; Методологическая роль статистического метода в этнографических исследованиях (в соавторстве с В. Р. Кабо). – М., 1964; К вопросу о естественной движении населения в пореформенной Москве. – М., 1966; Сезонные колебания в питании населения и пути их планового преодоления. – М. 1967; Бюджеты рабочих. – М. 1967; Бюджетный индекс. – М., 1969; Быт. Труды Института конкретных социальных исследований АН СССР. – М., 1969; К вопросу о методах изучения современного быта. Труды Института конкретных социальных исследований АН СССР. – М., 1969.

Елена Осиповна Кабо скончалась 21 августа 1968 года.

Источники:

– Генеалогия семьи Кабо: https://genealogy.elena.id.au/Kabo1.htm

– Рафаил Михайлович Кабо: https://mpgu.su/novosti/vspomnim-poimjonno-svetloj-mihajlovicha/

– Кабо Рафаил Михайлович: https://mpgu.su/scientists/kabo-rafail-mihaylovich/

– Кабо Елена Осиповна. Советская статистика за полвека (1917-1967). Биография Е.О. Кабо

– Рафаил и Елена Кабо: https://kabo.family/

– Любовь Кабо. Ровесники Октября: https://thelib.ru/books/kabo_lyubov/rovesniki_oktyabrya-read.html

– Книжный дом: https://istra.bezformata.com/listnews/knizhnij-dom/643211/?ysclid=m0av7v7x70337645412

– Вонга. Зима 1912-1913 годов. Политссыльные: https://nesterovich1.livejournal.com/309295.html

– И.И Лыман. Бердянск и Таганрог в Австралийском издании воспоминаний Рафаила м Елены Кабо:

https://cyberleninka.ru/article/n/berdyansk-i-taganrog-v-avstraliyskom-izdanii-vospominaniy-rafaila-i-eleny-kabo/viewer

– Владимир Кабо. Письма издалека. Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-тихоокеанского региона. – СПб, 2004. – С.181-195.

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

 

26 / 08 / 2024

Показать обсуждение