Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Сергея Петровича Баранова (26.03.1927 – 10.02.2013)

Новости МПГУ

Сергей Петрович Баранов – ветеран-участник Великой Отечественной войны, педагог, кандидат педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры педагогики начального обучения Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина, член Совета ветеранов МГПИ имени В.И. Ленина.

С.П. Баранов родился 26 марта 1927 года в деревне Сушково Мосальского района Калужской области (ныне деревня входит в состав сельского поселения «Село Боровенск»).

В 1934 году Сергей Петрович пошёл в первый класс средней школы № 5 города Калуги. В 1944 году во время Великой Отечественной войны, после окончания 10 класса, молодым пареньком он прибыл в военкомат и заявил о своём желании быть направленным на фронт. Однако в связи с тем, что он не достиг призывного возраста, ему было рекомендовано подождать до весны следующего года, т.е. до достижения 18 лет.

Невзирая на полученный в военкомате отказ и настойчивые уговоры матери, С.П. Баранов категорически отказался ждать установленный законом срок и в сентябре 1944 года, собрав нехитрый узелок с продуктами, сбежал тайком на фронт бить ненавистных фашистов. Зная по письмам, что отец и старший брат (из десятого класса в тяжелом 1943 году был призван в армию, с войны не вернулся) воюют в Карпатах, Сергей Петрович направился именно туда.

Сергей Петрович вспоминал: «На пригородном поезде я доехал до станции Тихонова Пустынь. Долго ждал товарного поезда, идущего на юг. Дождался! К ночи подошел состав, я забрался между вагонами на сцепку. Еду под грохот колес и вид мелькающих внизу рельсов, ловлю себя на мысли: «Засну – упаду и погибну! Не спать!!!» И так примерно за полторы недели на разных составах доезжаю до Киева, потом до Львова, Ивано-Франковска. Днем еду на крышах вагонов, где можно сидеть, лежать, но ни в коем случае спать – не за что держаться, упадешь. Единственная возможность поспать – в краткий миг остановок. На границе с Польшей меня остановили пограничники и хотели отправить назад. Но засомневались, узнав об испытанных мною трудностях: погибнет, попадет в преступную компанию и т.д. В это время подходит для проверки офицер, услышавший со стороны о возникшей ситуации, и берет меня с собой, полагая, что если он не сможет помочь мне найти расположение части моего отца, то я буду служить под его началом в медицинской части. Через два дня при подъезде к линии фронта впервые увидел огненный залп «катюши» и разрывы тяжелых снарядов неподалеку от нас. Подвозивший снаряды водитель оказался из 66-й дивизии и благополучно доставил меня в роту моего отца».

С.П. Баранов был воспитанником 93-й отдельной роты, в которой его отец был старшиной и парторгом. Затем он был зачислен в штат стрелком с присвоением воинского звания «рядовой». Воевал Сергей Петрович в составе 66-й гвардейской (21.01.1943) стрелковой Полтавской (24.09.1943) дивизии 32-го гвардейского стрелкового корпуса 5-й гвардейской Армии 3-го Украинского Фронта (Командующий – генерал-армии Толбухин Фёдор Иванович (04/16.06.1894-17.10.1949, Кремлёвская стена на Красной площади Москвы).

Военными дорогами С.П. Баранов прошел пять стран: Польшу, Словакию, Венгрию, Австрию, Румынию – с немецким автоматом, который снял в первом бою с убитого солдата. Штурмовал неприступный Будапешт.

Об этих дня Сергей Петрович вспоминал так: «Во все дни войны у меня никогда не было страха, боязни смерти – некогда было думать об этом, нужно было овладевать профессиональными военными навыками, поскольку именно они сохраняют жизнь. Например, при бомбежке немецкими самолетами наших позиций отчетливо вижу, как бомба отрывается от «мессершмитта» и падает прямо на меня — поражает внутреннее спокойствие и уверенность, что она взорвется позади меня. Так и было – остался жив. Но однажды я поплатился за это: не заметил, что второй самолет сбросил бомбу раньше, и она упала прямо на наш окоп. Бомба взорвалась рядом, отбросила нас в сторону… Меня обнаружили без сознания, полузасыпанного землею. Такова была плата за невнимательность! Особенно тяжело было в уличных боях в Будапеште. Часто приходилось сражаться на нейтральной территории – не знаешь, где свои, где чужие. Однажды я, прослушав команду сержанта, не отошел вовремя с предыдущей огневой позиции и, продолжая стрелять, оказался в тылу немецкой группы. Поскольку в общей сумятице противник принял мою автоматную очередь за свою, мне удалось уйти живым. Иногда спасала и военная хитрость. В жестоких боях в районе озера Балатон при переправе на другой берег залива лодка с пятью солдатами в результате артиллерийского обстрела перевернулась. Капитан скомандовал всем ухватиться за нее и медленно грести к берегу руками – пусть немцы думают, что всех убили. Так и получилось. Команда добралась до берега и выполнила поставленную задачу».

Последний день войны С.П. Баранов встретил в Австрийских Альпах, недалеко от озера Балатон. Так начались и в День Победы закончились самые лучшие годы его жизни, как считал Сергей Петрович, «когда помыслы, желания, образ жизни и действия были адекватны тому, что хотелось делать во имя Родины».

В 1946 году С.П. Баранов поступил в Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова на философский факультет на отделение психологии, который окончил в 1951 году. По окончании МГУ работал преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой педагогики начального образования в педагогических вузах Тулы, Калуги, Москвы.

В 1960 году Сергей Петрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Соотношение чувственного образа и понятия в процессе обучения младших школьников». По материалам диссертации была опубликована монография «Чувственный опыт ребенка в начальном обучении».

На протяжении многих лет, начиная с 1967 года, С.П. Баранов преподавал в МГПИ имени В.И. Ленина на факультете начальных классов; в 1980-1986 годы занимал должности заведующего кафедрой педагогики начального обучения и исполняющего обязанности декана факультета.

В 1980 году Сергей Петрович был удостоен учёного звания профессор.

Под руководством С.П. Баранова защищены несколько кандидатских и 2 докторских диссертации. Он воспитал не одно поколение будущих учителей для российской школы.

Сергей Петрович около 40 лет был членом редакционной коллегии журнала «Начальная школа». Он был участником научно-практических конференциях в разных городах России, организатором которых был журнал «Начальная школа». В 2006 году в журнале «Начальная школа» (№ 12) в соавторстве с Натальей Ивановной Чирковой была опубликована статью «Развитие мышления младших школьников на основе математической логики». Первым показал, что математическая логика может стать основой самостоятельной мыслительной деятельности детей с применением логических операций.

С.П. Баранов – автор более 100 научных работ, многие из которых были изданы на Кубе, в Китае, Вьетнаме и Киргизии. Среди изданных работ: Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. – М., 1963; Принципы обучения. – М.,1975; Сущность процесса обучения. – М., 1981; Педагогика / Под редакцией С.П. Баранова и В.А. Сластенина. – М., 1981–1991; Теория обучения детей младшего школьного возраста. – М., 2001; Окружающий мир: Учебная программа. – Вологда, 2003; Дошкольная педагогика / В соавторстве. – М., 2005; Гносеологические основы начального обучения детей в школе. – М., 2005; Развитие мышления младших школьников на основе математической логики // Начальная школа. 2006, № 12.

В 2010 году в учебнике «Педагогика» была опубликована его статья «Гносеологический подход к процессу обучения», переведённая на болгарский язык.

Сергей Петрович был награждён орденом Отечественной войны II степени; медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», юбилейными медалями.

С.П. Баранов скончался 10 февраля 2013 года. Редакционный совет журнала «Начальная школа» и наши коллеги так отозвались в некрологе на уход из жизни Сергея Петровича: «Философский склад ума, богатейший научный, преподавательский и жизненный опыт позволяли ему быть лидирующим участником обсуждения теоретических и практических вопросов развития среднего и высшего образования не только в стенах редакции, но и на выездных заседаниях редколлегии, научно-практических конференциях, организуемых журналом в разных регионах России. Сергей Петрович оставался учителем в разных ситуациях – и в приемной Президента Калмыкии, и в православном храме. Знание народных обычаев и традиций, любовь к природе, музыке, умение играть на балалайке, остроумие, доброта и отзывчивость – качества Сергея Петровича, которые притягивали к нему людей, попадавших под обаяние этого душевного и высокодуховного человека».

Источники:

https://mpgu.su/scientists/baranov-sergey-petrovich/

https://mpgu.su/novosti/kalendar-velikoj-pobedy-mogila-dlja-pancervaffe/

http://www.pobeda1945.su/frontovik/84296

66-я гвардейская Полтавская Краснознамённая стрелковая дивизия: https://www.rkkawwii.ru/division/66gvsdf1

Они сражались за Родину. Из воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, работающих в МПГУ. – М.: МПГУ, 2010.

 

Материал подготовил:

 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

10 / 02 / 2023

Показать обсуждение