Евгения Петровна Шастина – пионервожатая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления развитием школы Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина – МПГУ.
Е.П. Шастина (Скорондаева) родилась 19 ноября 1928 года в деревне Тимохино Спас-Клепиковского района Рязанской области.
В 1931 году Евгения Петровна переехала в Москву по месту работы отца. С 1936 по 1947 годы обучалась в средней школе № 156 Ленинградского района г. Москвы с перерывом в один год в период войны. В свободное от учебы время занималась в танцевальном кружке, секции по гимнастике, в музыкальном оркестре при клубе Московского авиационного института.
Этот период своей жизни во время Великой Отечественной войны Евгения Петровна вспоминала так: «Мое детство и юность прошли в школе № 156 Ленинградского района г. Москвы. Некоторые мои одноклассники после окончания школы поступили учиться в авиационный институт. А я стала пионерской вожатой, что и определило всю мою судьбу. А случилось это так. В 1943 году, когда мне исполнилось 15 лет, меня приняли в комсомол, и секретарь Ленинградского РК ВЛКСМ, вручая комсомольский билет, спросил меня, какое общественное поручение я буду выполнять. Я ответила: «Буду работать с детьми». Мои первые дети в отряде были моложе меня на один – два года и почти все были выше меня ростом. В этом я убедилась, когда построила их на первую отрядную пионерскую линейку. В то время мы все находились под впечатлением от героического подвига, который совершила московская школьница Зоя Космодемьянская, школа №201, где она училась, находилась неподалеку от нашей школы. И пионеры моего отряда решили просить разрешения у совета дружины носить имя 3. Космодемьянской. Эту честь нужно было заслужить. Хорошо помню наши пионерские дела. Шефство над госпиталем, что располагался в здании школы поселка «Сокол». Собирали скромные подарки раненым бойцам, выступали с концертами художественной самодеятельности прямо в палатах. Помню, что сама я читала «Полтавский бой» А.С. Пушкина. Помню до сих пор то чувство нежности, тепла и благодарности, которое исходило от выздоравливающих бойцов. Еще помню, что мы взяли шефство над семьей инвалида Великой Отечественной войны. Он вернулся с фронта ослепшим. У него было двое детей дошкольного возраста. В то время почти все были полуголодны: и взрослые, и дети. В школе детям давали на завтрак крохотные круглые булочки. Мы договорились с ребятами, что один раз в неделю будем относить наши булочки семье инвалида. Он никогда не видел никого из нас, но чувство благодарности выражал игрой на аккордеоне, а ребята сидели и слушали. Мне особенно запомнилось, как он играл вальс «Дунайские волны». Ездили мы с ребятами работать в совхоз на станцию Юрьев-Польский в пору сбора ягод: малины, смородины. Лакомились, конечно, но и собирали ударно: лучшие сборщики – до нескольких десятков килограмм в день. Играли в военные игры. Художественная самодеятельность, маленькие спектакли – все было на военную тему. Так мы чувствовали себя соучастниками той суровой жизни, которую вели взрослые».
После окончания Великой Отечественной войны Е.П. Шастина впервые поехала помощником пионерского вожатого в загородный пионерский лагерь «Липки».
В 1946-1947 учебном году, обучаясь в 10-м классе, она работала в вечернюю смену раздатчицей инструмента на московском инструментальном заводе Главчаспрома (Второй часовой завод). В школе Евгения Петровна была членом комитета комсомола, а потом и секретарем комсомольской организации школы.
В 1947 году после окончания школы Ленинградский РК ВЛКСМ направил Евгению Петровну старшей вожатой в школу № 149 города Москвы (улица Врубеля, дом 6), где её пионеры уже играли роли в спектакле о «Молодой гвардии». В 1948 году она была награждена медалью «За трудовое отличие».
В 1949 году по путевке ЦК ВЛКСМ Евгения Петровна была направлена в «Артек», где работала до 1952 года сначала отрядной вожатой, а потом и старшей пионервожатой пионерского лагеря «Лазурный».
До 1954 года Евгения Петровна училась заочно в Крымском государственном педагогическом институте имени М.В. Фрунзе (Симферополь), а потом вышла замуж и вернулась в Москву, где по направлению МГК ВЛКСМ работала заведующей школьного отдела Сокольнического райкома комсомола.
В 1955 году закончила филологический факультет МГПИ имени В.И. Ленина. Училась в аспирантуре на кафедре педагогики МГПИ имени В.И. Ленина, которую окончила в 1960 году.
После работы учителем русского языка и литературы в средней школе № 387 г. Москвы и заведующей отделом школьной молодежи в Сокольническом РК ВЛКСМ в 1960 году Евгения Петровна, закончив аспирантуру при кафедре педагогики МГПИ имени В.И. Ленина, начинает свой трудовой путь в вузе.
С 1961 по 2007 год Евгения Петровна работала в МГПИ имени В.И. Ленина – МПГУ на кафедре управления развитием школы Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В 1965 году, после защиты кандидатской диссертации по теме «Формирование нравственных отношений подростков в процессе коллективной трудовой деятельности», она вместе с мужем была направлена в служебную командировку в Монголию. Он – консультантом по детской хирургии, она – преподавателем русского языка в Улан-Баторском педагогическом институте. За высокий профессионализм в работе была награждена Почетной грамотой Правительства Монгольской Народной Республики.
В 1969 году по возвращении на кафедру педагогики МГПИ имени В.И. Ленина она в течение нескольких лет преподавала студентам разных факультетов педагогические дисциплины, участвовала в научных проектах лаборатории теории и организации высшего педагогического образовании НИИ ОП АПН СССР. В 1978 году Евгению Петровну наградили медалью «За трудовую доблесть».
С 1983 года Евгения Петровна стала доцентом кафедры научных основ управления школой Факультета переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования (в последующем – кафедра управления развитием школы ФПК и ППРО МПГУ, кафедра управления образовательными системами). С 1994 года по 1 января 2007 года Евгения Петровна была профессором этой кафедры.
Ведущая проблема в научно-исследовательской деятельности – профессионально-педагогическая ориентация школьников на педагогические профессии. В рамках этого направления Евгения Петровна разработала методологические подходы к ориентации учащихся на педагогические профессии, обосновала управленческие решения в организации этого процесса как отдельно для школы, так и для муниципальной системы образования. В конце 1970-х она предложила новые пути подготовки выбора учащимися профессии учителя. Основная идея, выдвигавшаяся Е.П. Шастиной, − системный подход к организации профессионально-педагогической ориентации школьников.
Под руководством Евгении Петровны в Москве и Подмосковье осуществлялась широкая экспериментальная работа по созданию педагогических классов в общеобразовательных учреждениях. Одновременно с этим на базе МГПИ имени В.И. Ленина была создана система профессионально-ориентированного приема выпускников в вуз. Для школ с педагогическими классами был разработан и внедрен в практику не только специальный учебный план, но и авторские курсы по психолого-педагогическим дисциплинам. В МГПИ имени В.И. Ленина на основе профориентационных собеседований проводилась работа по отбору профессионально-ориентированной молодежи для поступления в педагогический вуз. В начале 1990-х впервые в вузе была внедрена система компьютерной профориентационной диагностики выпускников московских школ.
Созданные под руководством Е.П. Шастиной постоянные семинары педагогического мастерства для руководителей и педагогов школ с классами профильного обучения существуют и в настоящее время. Совместно с учениками она сформулировала важнейшие постулаты становления и развития воспитательной системы школы, ориентированной на дифференцированное (профильное) обучение старшеклассников; разработала дидактические подходы к обучению учителей и руководителей школ по организации профильного обучения старшеклассников, были предложены базовые требования к управлению профильным обучением старшеклассников.
Под руководством Евгении Петровны были определены основополагающие требования построения системы взаимодействия образовательных учреждений различного уровня (школа-колледж-вуз); обоснованы разнообразные подходы создания социокультурной среды школы, принципы отбора молодежи в педагогический вуз и др. Вместе с учениками она создавала и реализовывала в Москве, Подмосковье и других регионах России многочисленные авторские программы, проводила мастер-классы и педагогические встречи, обобщила лучший педагогический опыт школ Москвы и Подмосковья.
Е.П. Шастина – автор более 200 научных работ. Среди изданных: Развитие взаимной требовательности учащихся в процессе производственного труда // Школа и производство. – №6, 1964; Отбирать, но как? // Учительская газета. – 16.10.1971; Единство воспитания социальных и профессиональных ориентаций старшеклассников // Формирование социально активной личности учителя: Сборник научных трудов / Под редакцией В.А. Сластенина. – М., 1983; Роль и место математики в формировании базовой культуры личности школьника / В соавторстве с М.В. Гезацян, С.Е. Карповой, Д.В. Лабзиным // Наука и школа. – №6, 2000; Культурологический подход в содержании школьного образования / В соавторстве с С.Е. Карповой // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы конференции. – В 2-х томах. – Т.1. – М., 2000; Культурологический подход в обучении и воспитании школьников в свете концепции 12-летнего образования / В соавторстве с С.Е. Карповой // Управление качеством образования: Сборник материалов научной сессии ФПК ППРО. – М., 2001.
Под руководством Евгении Петровны было защищено 10 кандидатских диссертаций.
Е.П. Шастина был награждена медалями «За трудовое отличие» (1948) и «За трудовую доблесть» СССР (1978).
Евгения Петровна скончалась 1 января 2007 года.
Источники:
https://vk.com/@apomgpi-shastina-skarandaeva-evgeniya
https://vk.com/@apomgpi-shastina-skarandaeva-evgeniya-petrovna
https://a-z.ru/women_cd3/20/20/i81_2019.htm
https://vk.com/wall-116198171_763
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.