Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Матвея Васильевича Ушакова (17.06.1898 – 1967)

Новости МПГУ

Матвей Васильевич Ушаков – выпускник историко-филологического факультета МГУ и литературно-лингвистического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, аспирант 2-го МГУ, старший научный сотрудник Московского областного научно-исследовательского методического института, участник Великой Отечественной войны, капитан административной службы, доцент Московского городского педагогического института имени В.П. Потемкина, профессор кафедры методики преподавания русского языка МГПИ имени В.И. Ленина.

М.В. Ушаков родился 17 июня 1898 года в городе Остров Островской волости Псковской губернии (Остров ныне – город в Псковской области, административный центр Островского района. Составляет муниципальное образование и образует одноимённое городское поселение).

Предполагается, что населённый пункт существовал уже в XIII веке. Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, когда на помощь псковичам, которые вели бой с ливонцами, «приспели островитяне с посадником своим Василием Онисимовичем». То, что летописная история города начинается с военных событий, не случайно: Островская крепость была важным пограничным форпостом на юге Псковской республики. По предположению исследователей, крепость первоначально была деревянной и к середине XV века уже не могла сдерживать усиливающийся натиск Ливонского ордена. Тогда псковичи приняли энергичные меры по укреплению Острова. На островке, образуемом рекой Великой и протокой Слобожихой, была построена каменная крепость, являющаяся крупнейшим по тому времени военно-оборонительным сооружением Древней Руси. Оборонную мощь усиливали пять башен и Захаб. С суровым обликом крепости гармонировал построенный в ней в 1542 году каменный храм Святого Николая. Занимая пограничное положение, Остров неоднократно первым встречал нападение воинственных соседей. В 1348 и 1406 годах островичи остановили ливонских захватчиков. Крупную победу защитники крепости одержали в 1426 году. В течение всего XV века враги посягали на Остров.

Славную страницу вписала крепость в военную историю в период Ливонской войны. В августе 1581 года польский король двинул стотысячную армию на Псков; на пути был Остров. Начался ожесточенный трёхдневный штурм. Несмотря на превосходство в военной силе и технике, враг не смог сломить сопротивление защитников крепости. Лишь личное вмешательство короля привело к победе поляков; в результате город и крепость лежали в руинах. Под властью врага город находился до марта 1582 года, когда Остров был возвращен России по Ям-Запольскому миру.

После разорения города Стефаном Баторием Остров запустел. XVII век не принес заметных перемен. Остров оставался заштатным военным городом. В начале XVIII века, после успешного завершения Северной войны, Остров потерял своё прежнее оборонное значение. С 1719 года он стал уездным городом Псковской провинции, а с 1777 года – Псковской губернии. 15 декабря 1778 года Екатериной II был утвержден план города Острова, а указом от 28 мая 1781 года городу был присвоен герб.

26 января 1860 года было открыто движение поездов на участке Псков – Остров Петербургско-Варшавской железной дороги, 8 ноября 1860 года – участок Остров – Динабург. 23 февраля 1918 года Остров был захвачен германскими войсками. Во время Великой Отечественной войны 4-7 июля 1941 года – бои за город. 17 июля 1944 года – южнее Острова прорвана линия «Пантера». 21 июля 1944 года город был освобождён войсками 3-го Прибалтийского фронта.

Отец Матвея Васильевича был дворянином, до Октябрьской революции служил податным инспектором, а о матери сведений не сохранилось.

С 1908 по 1917 год М.В. Ушаков учился в мужской гимназии в Москве. В списке языков, которыми владел выпускник гимназии, значатся французский, немецкий, древнегреческий и латынь. Завершив гимназический курс с золотой медалью, в том же году Матвей Васильевич поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где учился до 1919 года.

С 1919 года началась педагогическая деятельность М.В. Ушакова – он стал учительствовать в школе I-й ступени в деревне Кучеево Брянской губернии, и лишь два года спустя, в 1921 году, талантливый учитель был направлен на учебу во 2-й Московский государственный университет. По окончании литературно-лингвистического отделения педагогического факультета (1925) вдумчивому, способному студенту предложили остаться в Институте научной педагогики при 2-м МГУ для подготовки научно-исследовательской работы.

В 1929 году Матвей Васильевич защищает диссертацию на тему «Лингвистические основы методики обучения правописанию», написанную под научным руководством II.О. Афанасьева. Диссертационная работа М.В. Ушакова отчасти стала следствием его практической деятельности (в 1926-1928 годы М.В. Ушаков одновременно со службой в качестве научного сотрудника в Институте научной педагогики преподавал в школе 2-й ступени Подольского уезда под Москвой); именно в диссертации отразились те концептуальные основы научной позиции ученого, которые позже найдут подтверждение в широкой школьной практике и получат дальнейшее развитие в трудах самого Матвея Васильевича.

Научное исследование М.В. Ушакова велось в трудное для русского языка как учебного предмета в школе время: с 1923 по 1926 год русский язык был исключен из учебного плана школы, что не замедлило сказаться на резком падении грамотности учащихся, в 1927 году русский язык был вновь включен в учебный план школы. В этих условиях в связи с уточнением содержания школьного курса методики правописания приобретали особое звучание.

Молодой ученый (и в то же время – учитель-практик) откликнулся на возвращение русского языка в школу статьями, с которых началось его почти сорокалетнее плодотворное сотрудничество с журналом «Русский язык в школе», членом редколлегии которой он был в последние годы жизни. О том, что М.В. Ушаков был не понаслышке знаком с проблемами учителя-словесника, возникающими в процессе обучения школьников, свидетельствует и содержание журнальных публикаций, и их названия: «Голос учительства по вопросам преподавания грамматики» и «Современный конфликт между школьной и научной грамматикой».

Первым последовательным изложением в печати взглядов М.В. Ушакова на преподавание правописания в школе является статья «Научно-лингвистические основы методики обучения правописанию», в которой автор наряду с требованием обосновывать обучение правописанию с учетом принципов орфографии проводит мысль о невозможности строения методики правописания вне связи орфографии с другими разделами языка (фонетикой, грамматикой и др.), без рассмотрения лингвистических особенностей того или иного написания.

Основные идеи Матвея Васильевича, высказанные в 1930 году, были реализованы и подробно описаны методистом в монографии «Методика правописания», вышедшей 1-м изданием в 1936 году и ставшей не только классикой отечественной методической науки, но и настольной книгой нескольких поколений учителей-словесников, надежным методическим руководством. «М.В. Ушакову, одному из первых советских методистов, удалось осуществить дифференцированный подход к обучению орфографии, если иметь в виду типы орфограмм, – писал в 1948 году Н.С. Рождественский в рецензии на 3-е издание «Методики правописания». – Автор рассматривает разнообразные орфографические трудности, дает советы учителям о наиболее целесообразных приемах учения».

О важности работы М.В. Ушакова свидетельствует факт её неоднократного переиздания. «Методика правописания» выдержала четыре издания, последнее вышло в свет в 1959 году, однако и сегодня «Методика…» не потеряла своего научного и методического значения. Генеральная методическая идея Матвея Васильевича об изучении орфограмм с учетом их лингвистических особенностей получила дальнейшее развитие и в 70-е годы оформилась в орфографические методические понятия «условия выбора орфограмм», «варианты орфограмм» (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская), которые стали основой современного методического подхода к обучению орфографии в школе.

В 1937 году выходит еще одна книга М.В. Ушакова – «Работа над безударными гласными», включенная самим автором в список его главнейших печатных работ.

После защиты кандидатской диссертации Матвей Васильевич работал в различных учебных заведениях и научных учреждениях Москвы, Московской области, Рязани (учителем в средней школе Nº19 г. Москвы, ассистентом 2-го МГУ, старшим научным сотрудником Центрального научно-исследовательского программно-методического института в Москве, доцентом Рязанского агропедагогического института, старшим научным сотрудником Московского областного научно-исследовательского методического института (МОНИМИ), исполняющим обязанности доцента МГПИ имени В.П. Потемкина).

Все это время М.В. Ушаков неутомимо исследовал частные вопросы методики орфографии: психологические аспекты усвоения орфограмм («Зрительно-двигательное запоминание при усвоении правописания»), методы и приемы выработки орфографических навыков («Виды диктанта в V-VII классах»), орфографические ошибки учащихся («Как работать над исправлением орфографических ошибок»), орфографию и диалектологию («Орфография и диалектология»).

В 30-е годы русский язык как учебный предмет решал в первую очередь грамматико-орфографические задачи. Одним из первых методистов, чьими усилиями был сделан новый шаг в совершенствовании содержания обучения русскому языку, был М.В. Ушаков. Изучая эффективность различных видов упражнений при обучении учащихся орфографии, он приходит к оригинальной для своего времени мысли о необходимости введения в повседневную практику преподавания орфографии в школе таких видов письменных работ, «которые одновременно служат и орфографии и развитию речи… Ценность всех этих работ в том, что они приучают учащихся одновременно думать и об орфографии и об оформлении своих мыслей.

В ноябре 1941 года, когда немецко-фашистские захватчики стояли под Москвой, Матвей Васильевич был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С 1942 по 1943 год он участвовал в боевых действиях на Брянском фронте в качестве рядового-связиста роты связи 1185-го стрелкового полка 356-й стрелковой дивизии, а 1 февраля 1944 года был отозван в распоряжение Главного управления военно-учебными заведениями ГУК НКО, где уже в офицерском звании он служил инспектором суворовских училищ.

7 мая 1946 года М.В. Ушаков был демобилизован из РККА и вернулся в МГПИ имени В.П. Потемкина. В том же году он получил ученую степень кандидата наук. В 50-е годы Матвей Васильевич – старший научный сотрудник Института методов обучения АПН РСФСР и доцент МГПИ В.П. Потемкина – активно работает на педагогической ниве, много лет отдает обучению студентов, аспирантов, читает лекции.

В послевоенные годы М.В. Ушаков возвращается к проблеме взаимосвязи орфографии и развития речи. Выходят в свет его монографии «Обучение орфографии в связи с развитием речи в V-VI классах» (1947), «Упражнения по орфографии, связанные с развитием речи». Как известно, работа по развитию речи вошла в программу по русскому языку только в 60-е годы.

Наряду с педагогической деятельностью Матвей Васильевич продолжает продуктивные поиски путей наиболее рационального и успешного обучения школьников орфографии, принимает участие в обсуждении вопроса о том, каким быть школьному курсу русского языка. Являясь членом литературно-лингвистической секции Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, М.В. Ушаков «оказывает большую помощь Министерству просвещения в усовершенствовании программ, учебников и других пособий» (из справки Министерства просвещения РСФСР от 6 ноября 1960 года).

Среди ранних работ М.В. Ушакова: Родной язык и литература в трудовой школе. – 1928. – № 1,3; Русский язык в советской школе. – 1930. – № 2; Русский язык в школе. – 1948. – № 4. – С. 67; Русский язык в советской школе. – 1930. – № 5; Методический бюллетень МООНО. – 1940. – № 6–7; Методический бюллетень МООНО. – 1937. – № 8; Русский язык в школе. – 1936. – № 2; Орфография и культура речи // Русский язык в школе. – 1940. – № 6. – С. 62; Русский язык в школе. – 1947. – № 5.

На 50-60-е годы приходится пик творческой активности ученого. В это время методические решения Матвея Васильевича находят воплощение в книгах «Обучение орфографии в средней школе» (1950), «Изучение трудных случаев орфографии в V классе» (1951), «Работа над ошибками как средство поднятия грамотности» (1951), «О видах диктанта» (1951), «Работа по орфографии в V классе» (1953), «О работе с орфографическим словарем» (1954), «Правописание е-о после шипящих» (1957), «Упражнения по орфографии в средней школе)» (1947, 1951, 1954, 1962).

М.В. Ушаков обладал редкой способностью к систематизации и классификации материала, поэтому его монографические статьи и рецензии отличают ясность, логика и последовательность изложения, отсутствие общих фраз, столь свойственных многим методическим трудам.

Необходимо упомянуть о публичных научных выступлениях Матвея Васильевича. По устным воспоминаниям коллег, учёный строил свои доклады и сообщения, опираясь на яркий фактологический материал лингвистического и методического характера. Выступления М.В. Ушакова запоминались оригинальностью и независимостью суждений.

В 1964 году видному ученому-методисту М.В. Ушакову, автору более 200 печатных работ, отличнику народного образования, было присвоено ученое звание профессора.

Методика орфографии в настоящее время представляет собой разветвленную научно-методическую дисциплину, обладающую своими целями, содержанием, принципами и методами обучения и контроля. Это один из наиболее разработанных разделов методики преподавания русского языка. И среди тех методистов и лингвистов, которые принимали активное участие в становлении методики орфографии, имя Матвея Васильевича Ушакова занимает одно из почетных мест.

Вопрос методики орфографии до сих пор не утратил своей остроты. И сегодня особенно свежо звучат слова М.В. Ушакова, обращенные к учителям в 1947 году: «Орфографическая грамотность является одним из элементов общей грамотности. Она зависит от общего культурного уровня учащихся, от развития у них мышления. Обучая орфографии, мы в то же время развиваем мышление учащихся, повышаем их общекультурный уровень. Расширяя кругозор учащихся, мы создаем лучшие условия для повышения их орфографической грамотности».

М.В. Ушаков был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Матвей Васильевич проживал с женой Зинаидой Ефремовной (1904-1978) в Москве в доме 22 по Коробейникову переулку (ныне – улица в центре Москвы в Хамовниках между Пречистенской набережной и Остоженкой).

М.В. Ушаков скончался в конце 1967 года. Матвей Васильевич и З.Е. Ушакова покоятся на 37-м участке Ваганьковского кладбища.

Источники:

– Комиссарова Л. Ю. Матвей Васильевич Ушаков // Русский язык в школе. – 1998. – Nº 6. – С. 48-50

– Ка­ра­мы­ше­ва Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на. Пуб­ли­ка­ции про­фес­со­ра М.В. Уша­ко­ва на стра­ни­цах жур­на­ла «Рус­ский язык в шко­ле»: (К 120-ле­тию со дня рож­де­ния) // Рус­ский язык в шко­ле. – 2018. – № 6. – С. 43–51

– Комиссарова Л.Ю. Матвей Васильевич Ушаков https://iknigi.net/avtor-alevtina-deykina/159219-istoriya-metodiki-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-biograficheskih-ocherkah-alevtina-deykina/read/page-15.html

– Фотография дома 22 на Коробейниковом переулке https://pastvu.com/p/112169

– Место упокоения https://baza.vgd.ru/1/40398/90.htm

– Надгробие http://nec.m-necropol.ru/ushakov-mv.html

– Память народа https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero97404022

– ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 213. Ящик 19 https://poisk.re/person/officers/2024271

– ВК г. Москвы. Замоскворецкий ОВК. Дело 11001240 https://poisk.re/person/recruitment/11970236

– ВК г. Москвы. Замоскворецкий ОВК. Дело 11001226 https://poisk.re/person/recruitment/11878953

– Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 томах. – Т. 3. – Минск, 1978

– Смирнов С.М. В. Ушаков. Обучение орфографии в связи с развитием речи в 5-7 классах. – М.; Л., 1947 // Русский язык в школе. – 1948. – Nº 3. – C. 66-68.

От имени участников рубрики «Вспомним всех поимённо» проекта «Ратное служение России» благодарим за оказанную помощь в подготовке материала о М.В. Ушакове профессора Владислава Дмитриевича Янченко – заведующего кафедрой методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ и профессора Людмилу Юрьевну Комиссарову – доцента кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ.

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

17 / 06 / 2025

Показать обсуждение