В годы боя, в месяцы тревоги,
В грозном гуле боевого дня.
Пролегли военные дороги
К полю битвы, к линии огня
/ Семён Кирсанов, октябрь 1942
Нина Владимировна Рудзик – ветеран-участник Великой Отечественной войны, лейтенант, учебный мастер кафедры истории искусств Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.
Н.В. Рудзик родилась 10 ноября 1921 года в Москве.
До начала Великой Отечественной войны Нина Владимировна работала библиотекарем в Доме пионеров Бауманского района г. Москвы.
В апреле 1942 года Н.В. Рудзик была призвана Свердловским районным военкоматом г. Москвы в ряды Красной Армии. Военную службу во время Великой Отечественной войны она проходила в качестве командира взвода охраны и обороны в составе 1-й военно-автомобильной дороги (ВАД) Западного фронта (в составе действующей армии в период 05.07.1941 – 02.04.1944), в последующем переформированная в ВАД 34; 26-й военно-автомобильной дороги (период действия с 27.04.1944 по 10.05.1945) 1-го Украинского Фронта.
В поздравительной телеграмме Совета ветеранов МГПИ имени В.И. Ленина, направленной Нине Владимировне в связи со знаменательной годовщиной в её жизни, подчёркивалось: «Вы были одной из славных дочерей Родины, которые в грозный час войны добровольно взяли на себя тяжёлый ратный труд в рядах Красной Армии и стали воинами-освободителями. В 1942 году самоотверженной работой по обеспечению движения на Московско-Минской автостраде начался Ваш боевой путь красноармейца дорожных частей фронта. Дороги войны привели Вас, лейтенанта – командира взвода, в поверженный Берлин. За отличное выполнение боевых заданий по организации связи, сопровождение воинских эшелонов Вы неоднократно удостаивались благодарностей командования, были награждены золотыми часами».
ВАД – дорога, подготовленная для воинского движения, с развёрнутыми для её эксплуатации, технического прикрытия и восстановления силами и средствами дорожных войск. ВАД включала в себя основные и запасные маршруты; обходы крупных транспортных узлов, городов, мостов, тоннелей и другое: дублирующие переходы через препятствия; подъезды к наиболее важным тыловым объектам, расположенным на данном направлении.
Государственный комитет обороны СССР (ГКО СССР) 15 июля 1941 года принимает Постановление № 163 «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов». Согласно этому постановлению формируются дополнительно автомобильные и дорожные части и соединения, разворачиваются десять ВАД Ставки Верховного Главного командования. Многие ВАД были переведены из восточных районов Подмосковья в западные и северо-западные. В частности, ВАД-1 обслуживала дорогу Москва – Можайск – Гжатск; ВАД-2 располагалась на трассе, идущей от Москвы на Юхнов, ВАД-9 – на отрезке Калинин, Торжок. Повсюду проезд должен был обеспечиваться незамедлительно. Мостовики настилали по льду брёвна, устраивали временные объезды.
Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением сформировывается автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое передается из состава Генерального штаба (ГШ) в ведение Тыла Красной Армии. К концу осени 1941 года дорожные войска Западного фронта содержали 1 190 километров фронтовых и 990 километров армейских ВАД. В ноябре 1941 года фронтовые ВАД находились восточнее, а армейские – западнее столицы Союза ССР. Также вокруг Москвы была подготовлена кольцевая ВАД, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации (пути) столичного города.
Дальнейшее усиление роли автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы. Постановлением ГКО Союза ССР № 3544 от 9 июня 1943 года, было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах (ВО). Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей. Согласно постановлению ГКО Союза ССР, от 16 января 1942 года, было предписано сформировать отдельные дорожно-строительные батальоны.
Для выполнения боевых задач на ВАД (сооружениях), к середине 1943 года, в дорожных войсках (ДВ) Вооружённых Сил Союза состояло: 294 отдельных дорожных батальона; 22 управления ВАД с 110 дорожно-комендантскими участками (ДКУ); 7 военно-дорожных управлений (ВДУ) с 40 дорожными отрядами (ДО); 194 гужетранспортные роты; ремонтные базы; базы по производству мостовых и дорожных конструкций; учебные и другие учреждения. Общая протяжённость ВАД (сооружений), содержащихся ДВ, в период Великой Отечественной войны, составляла около 359 000 километров.
Военно-автомобильная дорога предполагает диспетчерскую службу, военнослужащие которой докладывали о движении автоколонн и отдельных автомобилей. Через каждые 1-2 часа командование получало сведения, какие автоколонны прошли и какая боевая обстановка в данный момент на трассе дороги.
Именно по таким дорогам войны прошла лейтенант Рудзик Нина Владимировна. Её боевой путь в составе ВАД пролегал от Москвы, через всю Европу и до Берлина. Боевую службу она победно завершила 6 сентября 1945 года.
В 1946 году в связи с открытием аспирантуры при художественно-графическом факультете МГПИ имени В.П. Потемкина был утвержден ученый совет по защите кандидатских диссертаций (специальности – искусствоведение, методика преподавания рисования и черчения). Председателем ученого совета был назначен заведующий кафедрой начертательной геометрии н черчения кандидат педагогических наук, доцент Владимирский Григорий Алексеевич (03.04.1891-12.10.1975). Ученым секретарем совета сначала был доцент Смирнов Глеб Борисович (02.09.1908-06.05.1981, Бабушкинское, участок 11), а в 1948-1949 годы – кандидат искусствоведения Шамагин Лев Михайлович. В это время в научной части института техническим секретарем начала работать Нина Владимировна Рудзик, которая в дальнейшем, в течение 25 лет (1960-1986), была старшим лаборантом на кафедре истории искусств. Она не только мастерски справлялась с лавиной расчетных и отчетных деловых бумаг на кафедре, но и, обладая безупречным авторитетом, стала своеобразной «душой кафедры» и снискала большое уважение всех коллег на факультете. В последующие годы лаборантскую «эстафету» от Н.В. Рудзик приняла Людмила Михайловна Рощина.
В упомянутой выше поздравительной телеграмме Совета ветеранов МГПИ имени В.И. Ленина, направленной Нине Владимировне, говорилось: «Мы знаем Вас и как неутомимого труженика на мирном поприще. В послевоенные годы Вы связали свою жизнь с МГПИ имени В.И. Ленина и, используя свой богатый опыт, умело «регулируете движение» учебного процесса на кафедре истории искусств, пользуетесь заслуженным авторитетом коллег, студентов и преподавателей художественно-графического факультета. Много сил и энергии отдаёте Вы и работе в профсоюзной организации, в группе народного контроля факультета».
Н.В. Рудзик была награждена орденом Отечественной войны II степени; медалями «За боевые заслуги» (02.02.1945), «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (06.10.1945), «В память 800-летия Москвы», юбилейными медалями.
Нина Владимировна скончалась 12 мая 2012 года.
Источники:
-Анкета участника Великой Отечественной войны МГПИ имени В.И. Ленина (26.02.1985). Архив Музея истории МПГУ; фотокопия №627, единица хранения 1; 26.02.1985.
-Поздравительная телеграмма Совета ветеранов МГПИ имени В.И. Ленина. Архив Музея истории МПГУ; фотокопия №627, единица хранения 2; 05.1982.
–https://www.moypolk.ru/soldier/rudzik-nina-vladimirovna
–https://1418museum.ru/heroes/15220680/
–https://arc.familyspace.ru/archive/Pobediteli_ru_6/p7600
-ЦАМО. Фонд 33. Опись 686196. Единица хранения 4585
https://poisk.re/awards/44622827
-ЦАМО. Картотека награждений, шкаф 74, ящик 4
https://poisk.re/awards/cards/1004394134
-ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 176. Ящик 15
https://poisk.re/person/officers/5446310
-ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 344. Ящик 39
https://poisk.re/person/officers/9720164
-ЦАМО. Юбилейная картотека награждений, шкаф 52, ящик 2. Номер документа 71
https://poisk.re/awards/anniversaries/1519425744
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий;
В.Ю. Борисов – директор Музея истории МПГУ.