Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поименно»: Узникам нацистских концлагерей, посвящается

Новости МПГУ

11 апреля во всём мире отмечается памятная дата – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

В этот день отчаявшиеся и измождённые узники Бухенвальда подняли восстание, воспользовавшись тем, что в те дни из Бухенвальда вывезли большую группу узников, сопровождать которую уехала значительная часть охраны. По знаку лагерного колокола тысячи людей бросились на охрану. Узники отбирали у охранников оружие, стреляли по вышкам, проламывали проходы в заграждениях. Бухенвальд восстал и победил.

В 1937 году, когда Третий рейх уже активно готовился к захватническим войнам, нацистское руководство вслед за созданием первого концлагеря Дахау (основанного в 1933 году) приступило к строительству других концлагерей, в том числе Бухенвальда. Нацисты создали огромную сеть таких лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей. Кроме Бухенвальда и Дора существовали и другие концлагеря: Освенцим, Майданек, Маутхаузен, Штутгоф, Заксенхаузен, Треблинка.

Всего на территории нацистской Германии, её стран-союзниц и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем, гетто и т.п.) более 14.000 концентрационных лагерей. Узников нацисты сжигали в печах крематория (порой заживо), травили в газовых камерах, пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения; у заключённых брали кровь для солдат вермахта, проводили над ними страшные медицинские эксперименты, испытывали на людях новые препараты.

За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли около 20 миллионов человек из 30 стран мира. Общее количество граждан Советского Союза, погибших в концлагерях Германии, составляет 7.420.379 человек, в том числе 216.431 ребенок. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения.

По данным, приведенным в книге «Великая Отечественная война. Без грифа секретности. Книга потерь» (Кривошеев Г.Ф., Андронников В.Н., Буриков П.Д., Гуркин В.В. – Москва, «Вече», 2010), в концлагерях фашисткой Германии погибли 1.800.000 жителей Российской Федерации (из них 15.000 детей), Украины – 3.256.000 (75.000 детей), Белоруссии – 1.547.000 (78.600 детей), Литвы – 370.000 (10.000 детей), Латвии – 313.798 (34.831 детей), Эстонии – 61.300, Молдавии – 64.246 (3.000 детей), Карелии – 8.028.

Начиная с 2017 года делегации студентов МПГУ вместе с Фондом сохранения исторической памяти “Мир ради жизни” регулярно посещают бывшие концлагеря Европы, ставшие теперь историческими музеями, памятниками мужества и героизма, несгибаемой воли человека. Студенты университета своими глазами видят историю фашизма, наглядно представляют себе ужасы Второй мировой войны, унесшей миллионы жизней.

К мученикам гитлеровского зловещего «нового порядка» горестная правда о войне относит и несовершеннолетних узников фашизма. До сих пор мало известна потрясающая разум цифра – более 5 миллионов детей были узниками концлагерей и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ужас рабского унижения матерей, постоянные глумления, медицинские эксперименты над ни в чем не повинными людьми, угнанными в Германию в качестве подростковой «рабочей силы». По данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, тогда остался в живых только один из десяти.

Одним из таких выживших малолетних узников фашистских концлагерей был Гамаюнов Виктор Николаевич (18.03.1934 – 30.04.2009). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2003), член Союза дизайнеров Москвы (1991), член-корреспондент Международной славянской академии наук, искусства и образования, доктор искусствоведения (1989), кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства МПГУ, заведующий кафедрой рисунка Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова, дизайнер, художник, геометр, педагог – все эти звания и должности принадлежали удивительному человеку – Виктору Николаевичу Гамаюнову.

Гамаюнов В.Н.

Гамаюнов В.Н.

С коллегами на выставке Астрал

Земляк великого Марка Шагала, В.Н. Гамаюнов родился в белорусском городе Витебске, давшем миру (и МПГУ) целую плеяду художников и педагогов. По линии отца прадедом Виктора Николаевича был дворянин Пётр Сергеев, а по линии матери – помещик-демократ Андрей Дубровский. В 1937 году его отца репрессировали за дворянское происхождение. Десять лет он провел в лагерях, и вышел на свободу только в 1948 году.

Сильное влияние на формирование личности Виктора оказала мать – яркая и незаурядная женщина с сильным характером. Она прекрасно рисовала, в совершенстве владела немецким языком, обладала пророческим даром. Виктор Николаевич вспоминал, как они вместе с мамой добирались в 1941 году из Москвы, где гостили у дедушки, в родной Витебск. Немцы стремительно наступали, и когда путешественники добрались до Смоленска, оказалось, что дальше проехать нельзя. Когда Виктор вместе с матерью наконец-то благополучно добрались до Витебска, оказалось, что родной город оккупирован фашистами. Чтобы прокормить семью – маленького сына и пожилых родителей – мама устроилась работать на ферму, но на неё поступил в гестапо донос, что она давала масло партизанам, и 29-летнюю женщину арестовали. 3 сентября 1942 года её расстреляли фашисты на глазах маленького Вити.

В 1943 году Виктора вместе с дедушкой и бабушкой увезли в тифозную больницу, а потом – в известный в Витебске концлагерь «5-й полк». Здесь мальчик вместе с другими узниками прошёл все круги ада: голод, побои и унижения. А потом, когда началось отступление, фашисты решили подставить узников концлагеря под артиллерийский удар советских войск. Несчастных людей завезли в болото, а чтобы не вздумали убежать – заминировали. Закладывать мины заставили самих же узников, а когда работа была закончена, их расстреляли. Одной девочке все-таки удалось выбраться из заминированного лагеря и предупредить наших разведчиков – артиллерийский удар был отменён, а узников освободили.

Только в 1944 году 10-летний Виктор Гамаюнов снова начал ходить в школу, а потом, с отличием окончив училище, в котором до войны учился Казимир Малевич, единственный из 60 выпускников получил право поступить в институт. Он мечтал стать архитектором и учиться в Московском архитектурно-художественном институте (МАРХИ). Но его работа по рисунку не была оценена по достоинству, а на заявлении, как клеймо, появилась надпись – «к творческой деятельности не пригоден». Тогда будущий учёный решил, что больше никогда не переступит порог МАРХИ.

Зато несколько позже он перешагнул порог Московского заочного педагогического института и блестяще окончил его (к слову, этот же факультет этого же института в 1960 году окончил блестящий пародист и телеведущий Александр Александрович Иванов). В течение 17 лет Виктор Николаевич – талантливый художник и дизайнер – заведовал в родном институте кафедрой рисунка. В это время он стал известен в ученых кругах как изобретатель проективографии – нового метода отображения трехмерных объектов на плоскости. Используя современные для его времени компьютерные технологии, профессор Гамаюнов и его ученики создавали удивительные астральные конструкции, которые можно было с успехом применять в любой сфере человеческой жизни – от архитектуры до мебельного дизайна.

Майские праздники 2009 года Виктор Николаевич планировал провести у дочери в Витебске, приобрёл билеты на поезд, но накануне, 30 апреля, он скончался. Начатое Гамаюновым дело продолжает его ученик – Иващенко Андрей Викторович (ныне проживает в Украине).

Тысячи советских воинов погибли в плену. Тысячи выжили, и плен стал для них той точкой, с которой всё в жизни оценивалось по-новому: работа, круг общения, семья, да и сама жизнь в конечном итоге. Таковы два доцента МГПИ, ровесники, оба 1903 года рождения, Борис Иванович Пуришев (10.04.1903 – 02.04.1989) и Леонид Денисович Ржевский (псевдоним Леонид Денисович Суражевский, 21.08.1903 – 13.11.1986).

Первый – сын крупного московского коммерсанта, второй – потомственный дворянин, находящийся в родственной связи с испанскими и французскими монархами. Выпускник Высшего литературно-художественного института Б.И. Пуришев с 1929 по 1989 годы преподавал на кафедре зарубежной литературы нашего университета.

Л.Д. Ржевский в 1925 году поступил во 2-й МГУ, в 1930 окончил университет, который тогда уже назывался Педагогическим Институтом имени Бубнова, остался преподавать на кафедре русского языка и в июне 1941 года защитил кандидатскую диссертацию по языку комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Интересно, что в зачётке старшекурсника Суражевского есть несколько подписей Б.И. Пуришева, который преподавал на его курсе зарубежную литературу. Ровесники, москвичи, Пуришев и Суражевский встретились во 2-м МГУ, с разницей в 11 лет защитили кандидатские диссертации, оба в 1941 году ушли на фронт и попали в плен. Книга Б.И. Пуришева «Воспоминания старого москвича» завершается как раз на 1941-м; он не любил говорить о плене и не оставил воспоминаний: «Но я уже не осмеливаюсь касаться этого драматического времени. Для этого требуется иное перо, иная литературная сила», – писал Пуришев.

Роман Л.Д. Ржевского «Между двух звёзд» – исторический нарратив о плене, попытка автора объяснить миру и себе то, какой ценой он выжил в плену и чего навсегда лишился. Придя в себя после тяжёлой контузии, лейтенант Суражевский стал переводчиком в концлагере для русских военнопленных. То есть, по всем меркам, предал Родину, пойдя на сотрудничество с немецко-фашистскими захватчиками. Но основной тон его книги – история человека, попавшего в безвыходную ситуацию, вынужденного любой ценой бороться за свою жизнь. И герои его книги – не обезличенные немцы и русские, служащие фоном для изображения главного героя. Это думающие, сомневающиеся, рефлексирующие люди, волею судьбы ставшие противниками в водовороте истории.

«Война, эвакуация семьи, уход в народное ополчение, бои под Москвой, плен, освобождение в Киеве в 1943 году, проверки соответствующих органов… Но нам Борис Иванович предпочитал рассказывать то, что высвечивало “человеческое” и на войне: немцы из ремонтной бригады, где он работал, слушающие его рассказы о Гофмане, опальный немецкий пастор, разжалованный за убеждение, что христианство не совместимо с фашизмом… Легко верится, что и в тех нечеловеческих условиях благородством своего облика Борис Иванович располагал людей к обнаружению лучших начал. Во всяком случае, война не охладила в нем интереса к немецкой культуре», – пишет доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой всемирной литературы Института филологии МПГУ Мария Ивановна Никола [Никола М.И. Последний русский гуманист // Пуришев Б.И. Воспоминания старого москвича. – М. Флинта, Наука. 1998, с. 91].

Знаток немецкого языка и европейской культуры, Б.И. Пуришев в плену пользовался уважением немцев и своих товарищей. «Между двух звезд» – советской и американской – находились тысячи пленников, освобождённых союзническими войсками. И эта ситуация выбора стала для пленных роковой: выбрав «звезду американскую», человек оказывался в лагере DP, ожидая решения своей судьбы уже как невозвращенец-эмигрант; выбрав советскую, бывший военнопленный становился человеком второго сорта на Родине, получал невыводимое клеймо предателя. Только огромный научный авторитет позволил Пуришеву ещё в 1951 году защитить докторскую диссертацию и именно по немецкой литературе. Но пятно плена сделало невозможным его административно-научное продвижение: он был бы самым авторитетным заведующим кафедрой, но так никогда и не стал. Как отмечает в своих воспоминаниях Н.П. Михальская, “… после долгих раздумий и длительного подбора подходящего кандидата на заведование кафедрой зарубежной литературы остановились на М.Е. Елизаровой, хотя она и не была членом партии. До того, как это решение приняли, месяца три исполнял обязанности заведующего кафедрой Борис Иванович Пуришев. Но его на этой должности не оставили: он был в немецком плену. С него даже сняли звание профессора, которое было присвоено ему до войны”. [Михальская Н.П. Течёт река, ч. 1, изд. Литературный институт им. А. М. Горького, с. 50].

Сразу же после войны в высшее образование страны входило следующее поколение, не нулевых, а десятых годов рождения. Таким был Степан Иванович Шешуков (09.12.1913 – 06.04.1995), как и Ржевский, выпускник МГПИ, ученик Пуришева, так же, как и он, ушедший на фронт в самом начале войны. Он также недолго повоевал, был контужен и попал в плен. Разница в том, что Пуришев и Суражевский были беспартийными, а Шешуков ушёл на фронт коммунистом. И, как коммунист и политрук роты, должен был быть расстрелян сразу после первой переклички. Но случилось ЧУДО – и это слово проходит осторожным лейтмотивом через все небольшие воспоминания С.И. Шешукова, которые называются «Люди, когда же вы вспомните о нас?! (Записки бывшего военнопленного)» [В поисках истины. Литературный сборник в честь 80-летия профессора С. И. Шешукова. М., Прометей, 1993]. Чудо – в том, что оказался недорасстрелян, выбрался из горы трупов; чудо – в сохранении ноги, которую уже готовились ампутировать грязной пилой без наркоза; чудо – во внезапном расцвете и востребованности у немцев его таланта портретиста-живописца, подписывавшего свои творения именем Stefan (Штефан, Степан), что, в конечном итоге, и облегчило его лагерную судьбу… В скобках заметим, что Штефан – не первая «инициация», изменение имени Шешукова. Это, скорее, некое кольцо судьбы: окончив рабфак МГПИ, поступив на литфак, он имел студенческий билет на имя Стефана Ивановича Шешукова.

В августе 1937 года он окончил МГПИ. Напомним, что Пуришев уже 8 лет преподавал, Суражевский начинал работать на кафедре русского языка и писал диссертацию о Грибоедове, а в «бубновском» МГПИ начинались не лучшие времена для профессуры, имевшей собственное мнение и активную общественно-политическую позицию [https://magazines.gorky.media/vestnik/2010/28/iz-vospominanij-n-malyshevoj-vdovy-akademika-v-v-vinogradova.html Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 28, 2010. Из воспоминаний Н.М. Малышевой-Виноградовой, супруги В. В. Виноградова]. Как вспоминает Н. М. Малышева-Виноградова, Виктор Владимирович Виноградов, выдающийся отечественный филолог, подвергся административным гонениям и уволен из института, о чем написано в «Сентиментальной повести» Л.Д. Ржевского, хотя эта повесть больше всего о нем самом, а время и события – лишь фон для его личностного нарратива.

Итак, С.И. Шешуков вовремя окончил институт и на три года уехал в город Кызыл работать в школе при Постпредстве СССР в Туркменской народной республике. Так поколение десятых годов двадцатого века лишь мельком касалось глобальных исторических процессов годов тридцатых, готовясь к своей будущей исторической миссии – впасть в небытие и стать «восставшими из небытия». Подчеркнем, что всё это было частью жизни, текущей, созидающей, результативной, частью исторического процесса, в котором происходило становление СССР, одной из самых сильных и стабильных мировых держав двадцатого столетия.

27 августа 1940 года С.И. Шешуков был призван рядовым в 165-й батальон связи 110-й стрелковой дивизии, расквартированной в Туле; с 1 февраля по 23 июня 1941 года обучался на Московских курсах младших политруков. 7 февраля ему исполнилось 28 лет и он подал заявление о приёме в партию, став членом ВКП(б) в мае 1941, за месяц до отправки на фронт. Трагедия Шешукова, как и многих «восставших из небытия», состоит в том, что они многого не успели, но за многое заплатили. Степан Иванович воевал лишь месяц, с 1 июля по 7 августа 1941, на Южном фронте. 7 августа был тяжело ранен у села Подвысокое близ украинского города Умань и попал в плен. И далее вся история Великой войны и Великой Победы была для Шешукова историей заключения в немецких концлагерях, и в частности в Хаммельбурге, лагере, предназначенном для содержания пленных офицеров Красной Армии Oflag-XIII D (он же Oflag 62), который располагался на территории полигона Хаммельбург в Нижней Франконии к северу от баварского города Вюрцбурга.

В ноябре 2019 года студенты МПГУ побывали на военном кладбище польского города Остроленка, где захоронена Герой Советского Союза летчица Вера Белик, студентка матфака МПГУ, член лётного отряда «Ночные ведьмы». 25 августа 2019 года исполнилось 75 лет со дня ее гибели.

5 апреля 2019 года исполнилось 75 лет со дня освобождения из фашистского плена С.И. Шешукова. Военно-историческая поездка студентов МПГУ по местам боевой славы Белоруси, Польши и Германии продолжилась в офицерском концлагере Хаммельбург, где в присутствии представителей дипкорпуса, активистов фонда «Мир ради жизни» (президент А.А. Новиков) наши студенты почтили память С.И. Шешукова, узника этого лагеря, встретившего в фашистских застенках Великую Победу.

Обе звезды – и западная, и советская – неласково приняли своих «восставших из небытия». Леонид Суражевский, оставшийся в Европе, отсчитывал дни до смерти, настолько было подорвано его здоровье, и если бы не чудо – встреча с Аглаей Шишковой, будущей неизменной спутницей жизни, не знакомство с Иваном Буниным, ставшим его литературным «крёстным», то, возможно, и не дожил бы узник «Дулага надцатого» Суражевский до 1986 года, не написал бы десятки рассказов, повестей и романов, не возглавил бы «Грани», не собрал бы вокруг себя писателей и поэтов русского зарубежья, которых согнали с родных мест Революция и Вторая Мировая…

Степан Шешуков, узник Хаммельбурга, прошёл свои «круги ада» уже после возвращения, когда от него отвернулись друзья и коллеги, когда его, как прокаженного, сторонились те, для кого попавший в плен однозначно был предателем. Шешуков описывает эпизод, когда он, ассистент кафедры советской литературы, уже защитивший кандидатскую диссертацию по творчеству А. А. Фадеева, по поручению профсоюзной организации факультета в 1952 году был избран в комиссию по проверке работы кафедры зарубежной литературы. “У всех членов комиссии сложилось самое положительное мнение о кафедре, но у каждого были какие-то незначительные замечания. Всё это высказали на Совете факультета. Изложил и я свои соображения. Я посетил несколько занятий преподавателей, в том числе и лекции доцента Демешкан, дал общую положительную оценку её работы, а затем заметил: “Я бы посоветовал Елене Борисовне немножко помедленнее говорить, чтобы студенты успевали записывать её содержательные лекции”. Что произошло дальше, я мало помню. Только до сих пор звучит в моих ушах её крик с трибуны: “Кто дал право этой фашистской сволочи оскорблять советских людей?!” Не помню, какими словами меня успокаивали мои учителя Ф. М. Головенченко и Б. И. Пуришев”… При поддержке руководства института (Д. А. Поликарпова, известного в связи с историей Б. Л. Пастернака) 39-летний ассистент, бывший пленный С.И. Шешуков, добился увольнения Е. Б. Демешкан. Но не надолго. Вот что пишет в своей книге «Течёт река» ученица Пуришева, почётный профессор МПГУ, экс-декан факультета и заведующая кафедрой зарубежной литературы Нина Павловна Михальская (1923 – 2009): «Появился ещё один персонаж – Елена Борисовна Демешкан. Круглолицая, грудастая тетка в коричневом костюме, ватные плечики которого украшали крылышки из меха, цигейковые крылышки, что уже само по себе было нелепо. Демешкан, как выяснилось, только что была восстановлена в должности доцента кафедры, с которой её уволили весной». Имеется в виду тот самый случай с Шешуковым [Михальская Н.П. Течёт река, с. 50].

То, что Степан Иванович Шешуков впоследствии стал заведующим кафедрой, деканом, председателем диссертационного совета – заслуга ХХ съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина и позволившего пересмотреть отношение к плену во время Великой Отечественной войны. То есть, личное и общественное сошлось, и судьба бывшего узника – представителя поколения 10-х годов ХХ века – получила развитие. Чего не скажешь о судьбе представителя поколения годов нулевых, Бориса Ивановича Пуришева, который был на 10 лет старше, был беспартийным и уже не имел, по-видимому, стремления активно включаться в общественную жизнь и делать карьеру.

Бывший узник Суражевский к тому времени стал писателем Леонидом Ржевским и, как это явствует из его произведений, очень тосковал по Родине, хотя и не поддерживал её внутреннюю и внешнюю политику. Но, вспомним, это же было и с его «крёстным отцом» Иваном Буниным.

Таковы судьбы трех знаковых для МПГУ фигур – профессоров Бориса Ивановича Пуришева, Степана Ивановича Шешукова и доцента, писателя Леонида Денисовича Ржевского, узников концлагерей, в жизни каждого из которых свою роковую роль сыграл плен. “Люди, когда же вы вспомните о нас?! ” – назвал свои записки С.И. Шешуков. Вспоминать, осмысливать стали в девяностые, и с тех пор этот процесс активно подпитывается новыми исследованиями в области исторической науки и литературоведения. И сегодня, в годовщину 75-летия Великой Победы, этот вопрос перестаёт быть риторическим и обретает ответ.

Абрамов Борис Александрович (12.5.1922 – 1994) – доктор филологических наук, профессор, отечественный германист.

Борис Александрович в 1941 году добровольцем ушёл на фронт, участвовал в обороне Брестской крепости, прошёл всю Великую Отечественную войну. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», другими правительственными и юбилейными наградами.

В 1944-1949 учился в Первом Московском государственном институте иностранных языков (ныне – Московский государственный лингвистический университет), который окончил с отличием. После этого работал в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева, где до 1974 года заведовал кафедрой иностранных языков.

В послевоенное время был членом Международного антифашистского комитета, вице-президентом группы узников, организовавшей сопротивление в концлагере Маутхаузен (Австрия). В советское время дважды бывал по приглашению правительства Австрии в Маутхаузене на встрече с бывшими узниками концлагеря из разных стран.

С 1974 по 1994 года заведовал кафедрой грамматики и истории немецкого языка в МПГУ, где читал курсы лекций по теоретической грамматике немецкого языка и сравнительной типологии немецкого и русского языка студентам и аспирантам. В результате творческой научной деятельности профессора Б.А. Абрамова сформировалась научная школа «Функциональное исследование языковых единиц».

Под руководством Бориса Александровича было защищено 40 кандидатских и 6 докторских диссертаций. Ученики Б.А. Абрамова: Л.И. Гришаева, А.В. Щербакова, О.А. Ртищева, Е.И. Панин, И.Б. Кайкова, Ю.К. Халилова. Борис Александрович был научным руководителем диссертации Селяниной Виктории Леонидовна, современного лингвиста, школьной учительницы, ныне проживающей в Новогорске, Химки.

Среди них были те, кто на себе испытал зверские «технологии» фашистских концлагерей во время Великой Отечественной войны. Но, пройдя все круги ада, они не сломались, были истинными патриотами, внесли весомый вклад в педагогическую науку, оставили свой след в сердцах многих коллег, студентов и аспирантов.

Система концлагерей в Германии была ликвидирована вместе с разгромом гитлеризма, осуждена в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге как преступление против человечности.

Однако, фашизм вновь проявляет себя с новой силой…

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ;
А.А. Коновалов – директор Института изящных искусств МПГУ;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
Фото: С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий;
Ю.А. Мамедов – друг и коллега В.Н. Гамаюнова;
А.В. Иващенко – бывший аспирант В.Н. Гамаюнова;
Н.Н. Селянина – педагог ГБОУ Школа №1210 г. Москвы.

11 / 04 / 2020

Показать обсуждение