Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Вспомним всех поимённо». Дмитриевская родительская суббота: История и традиции

Новости МПГУ

«Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в Вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление»

// Преподобный Амвросий Оптинский

День особого поминовения усопших, именуемый Дмитриевской родительской субботой, в этом году выпадает на 7 ноября. Ежегодная «привязка» к календарю проста: это ближайшая суббота, предшествующая дню памяти святого великомученика Дмитрия Солунского (26 октября по старому стилю / 8 ноября по новому стилю). От того свое название эта суббота получила не в честь великого князя Дмитрия Донского, а в память о великомученике Дмитрии Солунском, которого Церковь чествует в это воскресенье. Древний военачальник-христианин, замученный за свою евангельскую проповедь, всегда был почитаем на Руси, считался покровителем русского воинства, а великие князья давали его имя своим сыновьям. Вот и у святого князя Дмитрия Донского, прославившегося победой над татаро-монголами в 1380 году, небесным покровителем был Дмитрий Солунский.

Суббота на Руси как поминальный день

Каждый день недели в Русской Православной Церкви посвящен определенному событию или явлению в истории человечества и христианской веры. Любое воскресенье года – это малая Пасха, торжество жизни над смертью; в понедельник на богослужении особо молятся Небесным Силам бесплотным, то есть – ангелам; во вторник – Иоанну Предтече; в среду со скорбью вспоминают предательство Иуды и чтут святой Крест Господень; четверг посвящен апостолам и святителю Николаю Чудотворцу, пятница – крестным страданиям Спасителя. А в субботу особо почитаются все святые и Пресвятая Богородица, а также – в церковных песнопениях вспоминаются усопшие. Почему? Да потому, что христиане верят: «У Бога все живы» – и молятся об умерших, как о живых. Ведь смерть, согласно учению Церкви, отнюдь не является завершением жизни души.

Исток установления Дмитриевской родительской субботы

По возвращении своем с поля Куликова князь Московский Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву обитель. Первое поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, совершили на Дмитриевскую субботу в Троицкой обители преподобного Сергия. В ее стенах молился об убиенных и усопших ратниках сам великий князь, его ратники, приближенные и духовенство. Завершилось поминовение общей трапезой. Со временем сложилась традиция ежегодно совершать поминовение всех русских воинов, погибшим в битве. Для этого установили особую поминальную субботу – Дмитриевскую.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил князя Дмитрия на битву и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиция Дмитриевской родительской субботы

В Дмитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. В этот день, как и в другие родительские дни (Троицкая суббота, субботы Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об убиенных на поле брани, об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших и убиенных предков. Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон (панихидный столик) кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. По большому счету, наши умершие близкие и друзья не нуждаются ни в памятниках на месте погребения, ни в поминальной трапезе, ни в громогласном превознесении их жизненных заслуг – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Единственное, в чем действительно испытывает необходимость вечно живая душа усопшего – это великую потребность в постоянной молитве живых о том, чтобы милосердный Господь простил усопшему его земные грехи и поселил его в Царстве Небесном, то есть – в раю, среди святых. Сам почивший уже не может ни молиться о себе, ни совершать добрые дела, и потому неслышно просит об этом «всех тех, кого оставил на земле».

Трапеза – далеко не обязательное мероприятие. Ее ценность резко возрастет, если разговор участников поминального застолья будет душеполезным, молитвенным и напомнит присутствующим о бренности жизни и непреложности вечных истин.

Дорогие коллеги! Воспользуйтесь возможностью Дмитриевской субботы и помолитесь о тех, кого с нами нет. Усердно помолитесь об усопших родителях и ближних, о тех, кто отдал свои жизни в ратных битвах на полях Великой Отечественной войны, изнемогал в блокадном Ленинграде, томился в фашистских застенках и концлагерях, сопротивлялся в оккупации и трудился в тылу, горевал от потери своих родителей и близких людей. Вознесем наши молитвы об усопших учителях, наставниках и коллегах, прошедших нелегкий путь педагогического служения. Будем надеяться, что нам эти молитвы вменятся как добродетель. Таким образом, мы проявим к убиенным и усопшим свою любовь и уважение, выкажем память о них и заботу о бессмертных душах.

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ.

 

07 / 11 / 2020

Показать обсуждение