Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Андрея Александровича Вербицкого (25.02.1941 – 22.12.2020)

Новости МПГУ

Андрей Александрович Вербицкий – российский психолог, педагог, автор теории контекстного обучения, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ имени М.А. Шолохова, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии МПГУ, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАО, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

А.А. Вербицкий родился 25 февраля 1941 года в посёлке Пантелеймоновка Макеевского района Донецкой области. Школу закончил в г. Канатоп. С 1955 по 1959 год – обучался в Канатопском строительном техникуме.

В 1959 году был принят на должность рабочего пути и через 1 месяц переведен на должность бригадира. В 1960 году переведён на должность мастера Рязанского завода железобетонных конструкций.

В 1960 году Андрей Александрович был призван на воинскую службу в Советскую Армию. После окончания срочной службы, в 1963 году был принят на должность председателя Канатопского детского спортивного общества «Спартак». С 1964 по 1969 год учился на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по специальности – психолог, преподаватель психологии. В 1969 году зачислен на должность лаборанта психологической лаборатории Центрального НИИ судебной психиатрии имени Сербского.

С 1969 по 1974 год учился в аспирантуре при факультете психологии МГУ и работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (с декабря 2011 – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования).

В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости». С 1975 по 1990 год работал в НИИ проблем высшей школы, сначала старшим научным сотрудником, затем заведующим сектором педагогической психологии.

В 1978 году проходил стажировку в ЮНЕСКО, США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования. В 1980 году ВАКом СССР присвоено ученое звание «Старший научный сотрудник» по специальности «Педагогическая и возрастная психология». С 1990 по 1995 год руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ.

В 1991 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» по специальностям 13.00.01 – Общая педагогика и 19.00.07 – Педагогическая и возрастная психология. 16 июня 1992 года он был избран член-корреспондентом Российской академии образования. В 1993 году присвоено звание профессора по специальности «Педагогическая и возрастная психология». С 1995 по 2000 год был заместителем директора Федерального института планирования образования.

С 1997 по 2015 год возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ (МГГУ) имени М.А. Шолохова, был членом Ученого совета. С 2015 года стал профессором кафедры психологии труда и психологического консультирования Факультета педагогики и психологии (ныне – Институт педагогики и психологии) Московского педагогического государственного университета. 21 апреля 2016 года удостоен звания академика РАО по отделению профессионального образованию. С 2018 года – член экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии при Минобрнауки РФ. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Научная деятельность А.А. Вербицкого была связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования, исследования и практических разработок, направленных на разрешение основных противоречий профессионального образования. Он участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии», осуществлял научное руководство и участвовал в разработке государственных Концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования. Читал курсы по психолого-педагогическим основам контекстного образования, имитационно-игровым формам контекстного образования, психологии мотивации образования, психолого-педагогическим проблемам становления новой образовательной парадигмы. Андрей Александрович – втор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий. – автор широко известной в России и за рубежом психолого-педагогической теории контекстного образования, основатель и бессменный руководитель одноименной научно-педагогической школы, исследования и разработки, в которой ведутся более 35 лет. Под его научным руководством защищено 26 канди­датских, а при научном консультировании – 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии. Академик РАО А.А. Вербицкий по проблемам контекстного образования принимал участие во многих международных конференциях, проводимых в России и за рубежом. Провел много выездных школ-семинаров по проблемам практической реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональ­ных образовательных центрах во всех регионах России. Андрей Александрович был главным редактором журнала «Педагогика и психология образования». Благодаря его руководству издание приобрело большой авторитет в научном сообществе, публикация в этом журнале высоко ценится специалистами.

 Андрей Александрович был награждён Серебряной медалью ВДНХ за разработку концепции последипломного образования, нагрудным знаком «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР, медалью «Ветеран труда», Золотой медалью РАО «За достижения в науке», медалью К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук», Дипломом и Золотой медалью Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения», Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Скончался Андрей Александрович Вербицкий 22 декабря 2020 года.

Андрей Александрович о себе писал так: «Определил в качестве своей главной миссии теоретическое обоснование и продвижение в практику нового типа обучения, названного мною контекстным (знаково-контекстным). Испытываю удовлетворение и чувство реализованности, поскольку теория контекстного обучения признана в научной среде, а технологии контекстного обучения все больше используются в учебных заведениях системы непрерывного профессионального образования. Заинтересовались им уже и некоторые школы (Магнитогорск, Нижний Тагил). Пытаюсь обосновать понятие «контекст» в качестве смыслообразующей категории в психологии и педагогике. …Люблю сотрудничать со студентами, слушателями, помогать аспирантам, соискателям, докторантам, всем, кто ведет исследовательский поиск в области психологических и педагогических проблем образования. …Люблю петь, первый контакт с аудиторией нередко начинаю с песни или романса, что считаю одним из сильных педагогических приемов, помогающим личностному включению студента в познавательную деятельность. Говорят, у меня неплохо получается, красивый, мол, голос, и медведь не совсем на ухо наступил (я с ними не спорю — что есть, то есть). Но больше всего ценю, когда вместе со мной начинают петь студенты (и не только в аудитории). Есть контакт!».

 

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

Е.Б. Пучкова – заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования;

Фото: С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

 

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/;

https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/96568/

https://mggu-sh.ru/ru/node/200;

https://www.kp.ru/daily/26442/3313497/

https://mpgu.su/novosti/ushel-iz-zhizni-andrej-aleksandrovich-verbickij/

http://rusacademedu.ru/news/prezidium-akademii-s-priskorbiem-soobshhaet-o-konchine-akademika-rao-andreya-aleksandrovicha-verbickogo/

25 / 02 / 2021

Показать обсуждение