Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Юргена Петровича Сокольникова (30.01.1925 – 01.06.2007)

Новости МПГУ

Юрген Петрович Сокольников – ветеран-участник Великой Отечественной войны, педагог, Заслуженный учитель Чувашской АССР, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина – МПГУ.

Ю.П. Сокольников родился 30 января 1925 года в Ядрине, небольшом городе Чувашской Республики, расположенном на берегу красивой реки Сура, притоке Волги. Учеба Юргена в школе началась в 1932 году в Ленинграде: здесь они проживали всей семьей. Его отец, Петр Фадеевич Сокольников, чуваш по национальности, происходил из крестьян. Служил он в Красной Армии, участвовал в Гражданской войне. Коммунист П.Ф. Сокольников работал в партийных органах Ядринского уезда, в Мариинском Посаде, Чебоксарах. В свое время обучался в Ленинграде, в 1929 году был исключен «за связь с родителями-кулаками». После восстановления в рядах КПСС, трудился в г. Демьянск на должности заведующего районным отделом образования. В этом городе Юрген продолжил обучение во втором и третьем классах. В 1935 году отец обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой направить его на работу в Чувашскую АССР, где был назначен председателем Радиокомитета при СНК ЧАССР. В IV классе Юрген уже учился в школе №1 г. Чебоксары, а с V класса – в школе №5 (она находилась ближе к квартире, в которой проживала семья). 2 сентября 1938 года Пётр Фаддеевич был арестован (Умер 30 мая 1942 года на Колыме, в тюремной больнице; реабилитирован Верховным Судом ЧАССР 19 октября 1955 года «за отсутствием состава преступления»), а Юрген стал сыном «врага народа». Семья была выселена из «казенной» квартиры и была вынуждена скитаться по частным квартирам. Мать Ю.П. Сокольникова – Софья Ивановна (в девичестве – Сорокина), русская по национальности, была учительницей. В г. Чебоксары она работала бухгалтером областного комитета профсоюзов работников искусств.

Тяжелая жизнь без отца, моральные переживания в связи с отчуждением некоторых окружающих взрослых и школьников вынудили Юргена Сокольникова, ученика 8 класса, обратиться с письмом к Сталину. Конечно, ответа на письмо не было. В эти трудные годы жизни «помощью и отрадой», как писал в своих воспоминаниях Юрген Петрович, были славные учителя пятой школы: Р.Г. Золотова и А.В. Краснова – учителя русского языка и литературы, З.Н. Пиктсринская и М.А. Орлов – учителя математики, А.Ф. Коннова – учительница географии, А.И. Туймедова – учительница физики, П.М. Арбатов – директор школы и др. В июне 1942 года Юрген окончил школу и получил документ с одними «пятёрками» и золотой каймой с правом поступления без вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Учёба в вузе осталась мечтой, и выпускник средней школы 1 ноября 1942 года поступает работать на электроаппаратный завод под № 654 г. Чебоксары. Работал он учеником токаря в инструментальном цехе.

1943-й год. Приближалось время призыва в Красную Армию. Повестку о призыве Ю.П. Сокольникову вручили 4 мая. В мае этого же года он принял военную присягу. Воинская служба молодого красноармейца началась в батальоне, располагавшемся в Чебоксарах за Волгой. Напряженная учеба по овладению оружием, воинским ремеслом, физическая подготовка запомнились ему навсегда. После переезда батальона в г. Канаш (здесь находился пересыльный пункт), молодые солдаты три месяца жили в деревне Малые Бикшихи в здании школы, затем два месяца – в селе Шихазаны Канашского района Чувашии. В этом запасном полку красноармейцы изучали военное дело, готовились к сражению с фашистами.

Фронтовая жизнь Ю.П. Сокольникова началась в Калининском фронте. В октябре 1943 года в составе маршевой роты он прибыл в 165-ю стрелковую дивизию, которая находилась на отдыхе после боев и нуждалась в пополнении. Юрген Петрович был зачислен в разведгруппу и отправлен на фронт. В течение всего октября разведгруппа совершала ночные вылазки, прощупывала оборону немцев. Эти вылазки не раз завершались потерями: возвращались, неся на себе раненных и убитых. Немцы были сильно укреплены. Дивизия вела тяжелые бои. Каждый метр передвижения вперед давался большой кровью. Редели ряды солдат в полках дивизии. В бою Ю.П. Сокольников был ранен и оказался в госпитале, откуда после выздоровления он был направлен в прифронтовой запасной полк на курсы радистов. После окончания курсов в марте 1944 года Юргену Петровичу было присвоено звание младшего сержанта, в апреле направили в роту связи 46-й гвардейской стрелковой дивизии, затем в 51-й отдельный истребительный противотанковый дивизион этой же дивизии. Дивизия с боями геройски продвигалась на Запад.

8 июля 1944 года младший сержант Сокольников Ю.П. был ранен второй раз. Один осколок мины пробил ногу, другой – засел в боку. Его отправили в медсанбат, оттуда в госпиталь в г. Полоцк. Здесь сформировали санитарный поезд, который отвез всех раненных в стационарный, хорошо оборудованный госпиталь №1819 в г. Новель, а затем в Латвию. После выписки из госпиталя Юрген Петрович проходил воинскую службу в составе 5-го танкового учебного полка 2-го Прибалтийского фронта.

В начале марта 1945 года Ю.П. Сокольникова откомандировали в Новоземляндскую группу радистов, расположившуюся на подступах к г. Кенигсбергу (2-й Белорусский фронт). В апреле г. Кенигсберг был взят, Новоземляндский полуостров был очищен от фашистов. Чувствовалось приближение конца войны. Утром 9 мая 1945 года вместе со всеми праздновала победу и воинская часть, в которой воевал младший сержант Сокольников.

Затем потекла послевоенная армейская жизнь, которая имела прямую связь с защитой Родины в мирное время. Эта служба продолжалась еще почти два года. Она проходила в составе 96-го гвардейского тяжелотанкового самоходно-артиллерийского полка (в Латвии) и 101-го армейского гвардейского тяжелотанкового самоходно-артиллерийского полка (г. Кенигсберг). За время службы в армии в 1946 году младшему сержанту Сокольникову Ю.П. удалось поступить на заочное обучение Чувашского государственного педагогического института. В январе 1947 года из воинской части он был вызван на заочную сессию для прослушивания лекций и сдачи экзаменов и зачетов в г. Чебоксары. За время сессии (точнее за 40 дней пребывания в институте) он успешно сдал все экзамены за первый курс исторического факультета и вернулся в воинскую часть, где продолжалась армейская служба.

В мае 1947 года с должности командира отделения радиотелеграфистов Юрген Петрович был демобилизован из рядов Советской Армии как студент, обучающийся на втором курсе высшего учебного заведения. Началась мирная жизнь в родных Чебоксарах. За лето 1947 года ему удалось сдать все положенные по учебному плану экзамены и зачеты за 2-й курс и добиться приказа о зачислении в число студентов третьего курса очного отделения.

Быстро прошли годы учебы в педагогическом институте. Успешно сдав текущие и государственные экзамены, Ю.П. Сокольников в июле 1949 года получил диплом с отличием об окончании Чувашского пединститута, с присвоением звания учителя истории средней школы. По его личной просьбе он был направлен в глубинную сельскую Чурачкикскую среднюю школу Комсомольского района (Образована 31 августа 1840 года). Школа была бедной, неухоженной, как и многие школы послевоенного времени. Не хватало дров на отопление школы, учебного оборудования, на всю школу – три стула, четыре скамейки, в запущенном состоянии находился пришкольный участок.

Педагогическая деятельность Юргена Петровича началась 1 сентября 1949 года. С первых дней работы в школе у него сложились добрые отношения с учителями, с учениками и их родителями. Его единогласно избрали председателем местного комитета профсоюза. Преподавал он в школе немецкий язык, психологию, а его супруга Галина Сергеевна – тоже выпускница педагогического института – преподавала историю. На него, учителя с высшим образованием, бывшего фронтовика и пал выбор для назначения директором Чурачикской средней школы. Приказ о назначении Ю.П. Сокольникова директором с 1 января 1950 года был подписан. Ему удалось в кратчайший срок отремонтировать классные помещения, обновить фундамент и крышу здания, наладить печное отопление, электрифицировать и радиофицировать школу. На помощь директору в организации воспитательного процесса пришло педагогическое наследие А.С. Макаренко. Макаренковские идеи коллектива и его традиций, производительного труда и коллективистской ответственности, сочетания требовательности с уважением каждого воспитанника, родителя, педагога стали духовным оружием директора школы и его заместителей. Было налажено самоуправление воспитанников, организована деятельность ученической производственной бригады, построена мастерская для уроков труда, проводились методические семинары учителей, введено питание учащихся, родительский всеобуч и др.

Постепенно школа в Чурачиках из числа отсталых стала выходить в ряды лучших школ района. Выпускники Чурачикской школы стали поступать в высшие учебные заведения, что было раньше редкостным явлением. Все это воодушевляло и учащихся, и учителей, и директора школы. Юрген Петрович переписывался с учеными педагогами Москвы и Ленинграда, много читал, обобщал опыт учителей и свой опыт воспитательной работы. Опыт учебно-воспитательной работы Чурачикской средней школы был изучен и подробно освещен в книге «Коллектив сельской школы на творческом пути», изданной в 1958 году под редакцией доцента Г.Н. Волкова, а также в книге самого Ю.П. Сокольникова «Использование педагогического наследия А.С. Макаренко в школе» (Чебоксары, 1958).

В 1952 году Ю.П. Сокольников принял решение учиться дальше – поступить в заочную аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) имени А.И. Герцена. Успешно выдержав вступительные экзамены (получил 15 баллов из 15 возможных), стал аспирантом-заочником. 1953-1957 годы были годами напряженной учебы. Была утверждена тема кандидатской диссертации «Общественные поручения как средство воспитания ответственного отношения к обязанностям в старших классах сельской школы». В период учебы в аспирантуре директор школы продолжал экспериментальную работу в школах района. Много ценных советов ему давали известные ученые педагоги Е.Я. Голант, Н.Н. Петухов, Г.И. Щукина, Ш.И. Ганелин.

В 1957 году Юрген Петрович был переведен в очную аспирантуру. Диссертацию он защитил 20 ноября 1958 года в ЛГПИ имени А.И. Герцена. С 1958 по 1971 год работал в Чувашском педагогическом институте имени И.Я. Яковлева ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой педагогики и психологии, одновременно работал учителем истории и классным руководителем в школе № 4 в г. Чебоксары. Его пример вдохновил И.П. Прокопьева, директора Чурачикской школы-интерната, который впоследствии стал кандидатом, а затем доктором педагогических наук, академиком АПСН, МАНПО, МПА.

В 1965-1967 годы Ю.П. Сокольников в школах Чувашии организовал массовую опытную работу по проблемам организации целостного подхода к воспитанию школьников, апробацию своих методических пособий. Большую работу Юрген Петрович проводил по привлечению студентов к научно-исследовательской работе, руководил студенческим отрядом «Макаренковец». С августа 1967 по август 1969 года Ю.П. Сокольников являлся старшим научным сотрудником и работал над завершением докторской диссертации. Защита диссертации на тему «Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка» на соискание ученой степени доктора педагогических наук состоялась 9 февраля 1970 года в ЛГПИ имени А.И. Герцена. Он стал вторым доктором педагогических наук в Чувашии (первым был Г.Н. Волков), а в 1971 году – профессором.

В августе 1971 года Юрген Петрович был приглашен в Москву, в Научно-исследовательский институт национальных школ Министерства просвещения РСФСР на работу в качестве старшего научного сотрудника. С переходом на работу в МГПИ имени В.И. Ленина на должность профессора кафедры педагогики начального обучения, Ю.П. Сокольников начал создавать исследовательские группы студентов и аспирантов по проблемам комплексного подхода к воспитанию. Здесь была создана концепция системного понимания воспитания и – как практического вывода из нее – учения о логике педагогической деятельности. Ученым разрабатывается исследовательская программа, направленная на апробацию и дальнейшее развитие этой концепции, на создание на этой основе общей педагогической теории.

В январе 1989 года состоялось вхождение объединения «Педагог-исследователь» в состав Ассоциации «Воспитание» педагогов-исследователей CCCР. На его базе создается Центр системного подхода к воспитанию. Юрген Петрович избирается Президентом этой Ассоциации. 1 февраля 1993 года Ассоциация «Воспитание» вошла в состав Международной Академии педагогических наук, позднее – в Академию педагогических и социальных наук. Здесь Ю.П. Сокольниковым было создано «Отделение методологии и теории воспитательных систем», объединив многих специалистов из стран Содружества. Это отделение 20 апреля 1994 года утвердило общую исследовательскую программу. Под его руководством были выполнены диссертационные исследования Т. Ахматовой, Р. Гильманова, Ж. Коидзе, З. Петровой, Б. Тажикова, З. Соловьевой, П. Клементьева и др., посвященные особенностям работы сельской школы.

Под руководством Ю.П. Сокольникова, как руководителя ВНИКА в Чувашии, была разработана «Примерная программа воспитания школьников» (Чебоксары: ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, 2000). Выполнялись также региональные программы и в других областях («Формирование профессионально-педагогической культуры», «Система социально педагогической защиты детства в образовательном пространстве региона», «Управление современной школой»). Такое развитие исследовательской деятельности потребовало расширения ее экспериментальной базы. Число базовых учреждений в те годы составляло более шестидесяти. Ученый-педагог до конца своих дней продолжал работу по поиску эффективных путей, форм, методов гуманистического воспитания, внес значительный вклад в развитие педагогической науки в нашей стране.

Юрген Петрович – автор более 200 публикаций, среди них – свыше 30 монографий, пособий, книг. Под руководством профессора Ю.П. Сокольникова было выполнено 5 докторских и 63 кандидатских диссертаций. Он был активным членом диссертационных советов ряда вузов Москвы, Белгорода, Чебоксары, часто выступал в качестве оппонента по кандидатским и докторским диссертациям.

За мужество и героизм, проявленные Юргеном Петровичем во время Великой Отечественной войны, он был награжден орденом Отечественной войны I степени; медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями. Вклад Ю.П. Сокольникова в области педагогической науки по достоинству оценен. Он был избран действительным членом Международной педагогической академии, Академии педагогических и социальных наук. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики» (1985).

Юрген Петрович Сокольников скончался 1 июня 2007 года.

Источники:

-ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 336. Ящик 11

-Память народа: https://pamyat-naroda.su/person/officers/6833107

-Дорога памяти: https://1418museum.ru/heroes/29471055/

http://www.chgign.ru/a/news/2818.html

https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

-И.В. Павлов. Дело жизни профессора педагогики Юргена Сокольникова. №32, 2015

https://novainfo.ru/article/3371

-Е.В. Васильев. Педагогике преданный // Молодой коммунист. – 1975. – 27 февраля

-Д.Е. Егоров. Ю.П. Сокольников: Воин, учитель, ученый-педагог. – Чебоксары, 2000

-И.В. Павлов. Ученый педагог с мировым именем. – Советская Чувашия. – 2005. – 25 января

-Ученые ЧГПУ имени И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010.

 

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий; Адрес ЭП: berezin@mosk.ru

31 / 01 / 2022

Показать обсуждение