Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Наума Ефимовича Цейтлина (16.12.1908 – 26.09.2004)

Новости МПГУ

Наум Ефимович Цейтлин – ветеран-участник Великой Отечественной войны, один из организаторов Московского городского Дворца пионеров, заведующий отделом технического творчества, кандидат педагогических наук, старший преподаватель методики трудового обучения школьников, доцент кафедры методики начального обучения Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.

Н.Е. Цейтлин родился 16 декабря 1908 года в Саратове в семье приказчика. Будучи слабым ребёнком с врождённым пороком сердца, Наум больше времени проводил в постели, нежели во дворе. Так и учился: дома, самостоятельно, по учебникам старшей сестры. А по-настоящему пошёл в школу лишь в 1917 году. Но… сразу в четвёртый класс. Учительница, проверив знания новичка, порекомендовала ему идти сразу в пятый. Но малыш твёрдо настаивал на том, как велели дома – только в четвёртый.

В конце тридцатых годов, в жизни Наума произошло событие, которому он не придал особого значения, но оно стало «столбовой дорогой» Наума Ефимовича. Однажды ему попала на глаза газета с заметкой о том, что в Москве открылся первый городской Дом пионеров. Заметка рассказывала, какие там есть кружки, и приглашала специалистов на работу с детьми. И он загорелся, вскоре создал архитектурную студию, строительную лабораторию.

Прекрасно окончив школу-девятилетку, Наум сдал вступительные экзамены в Саратовский университет. Решил стать филологом. Но друзья-одноклассники отговорили, ссылаясь на мизерную зарплату учителей, рекомендовали поступать в строительный техникум. И он пошёл с ними. Окончив техникум, получил диплом техника-мелиоратора и направление на работу в Рязань. Но вскоре его перевели в Москву. Служба шла успешно. Женился на Фанни Михайловне (была работником планового отдела оборонного завода). Продолжал учёбу, теперь заочно – в Тимирязевской академии. Свой последний, за 6-й курс экзамен, сдал 20 июня 1941 года. Осталось защитить диплом. И вдруг – война…

Наум Ефимович, услышав по радио голос Молотова, не задумываясь, сразу же подал заявление в военкомат. Через несколько дней, никогда не учившийся стрелять человек с пороком сердца, освобождённый от воинской службы по состоянию здоровья, Куйбышевским районным военкоматом г. Москвы 4 июля 1941 года Н.Е. Цейтлин зачисляется рядовым в Московскую дивизию народного ополчения.

Красноармеец Цейтлин Н.Е. воевал на всех фронтах в составе 795-го артиллерийского полка 82-й Ярцевская стрелковой дивизии (сформирована 17.06.1942) 31 Армии Западного Фронта, затем в составе 47-й Армии 1-го Белорусского Фронта.  Командирами 795-го артиллерийского полка в разные годы были подполковники: Васильев Павел Федорович (12.06.1942-04.08.1943), Аконечников Владимир Петрович (04.08.1943-06.09.1944), Сергиевский Борис Александрович (06.09.1944-09.02.1945), Кизин Степан Никанорович (09.02-08.06.1945). Командирами 82-й Ярцевской стрелковой дивизии были генерал-майоры: Кулешов Андрей Данилович (02.01-12.06.1942), Писарев Иван Васильевич (12.06.1942-06.10.1944), Дудоров Тимофей Дмитриевич (06.10.1944-18.02.1945), Поляков Петр Семенович (05.03-05.05.1945), Дудоров Тимофей Дмитриевич (05.05-08.06.1945). Первое боевое крещение Наум Ефимович получил под Гжатском. Потом было отступление к Москве, где получил первое ранение. Но после госпиталя – снова вернулся на фронт. Участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, взятии Берлина. На Эльбе встречался с американскими солдатами.

Наум Ефимович вспоминал один из трогательных эпизодов войны: «Было это в последних числах апреля 1945-го. Мы мчались на машинах к Эльбе, преследуя врага. И вдруг… колонна остановилась. Похватав оружие, мы спрыгнули на землю, изготовившись к бою. Но услышали какие-то крики. Глазам своим не поверили. Дорогу нам перегородила толпа детишек. Они кричали по-русски: «Наши! Русские! Ура!». Обнимали нас, целовали. Одно слово особенно врезалось в мою память: «Наши». Что было делать? И вдруг команда майора Синева: «По машинам! Грузите и детей!». По дороге от старших ребятишек узнали, что детвора – из детдома (по-немецки он назывался «эсэсхаймшюле» и находился неподалеку, в деревне Ретцове). Оказалось, детей свезли сюда из концлагерей. У них брали кровь врачи, которые носили черные эсэсовские мундиры. Время от времени эсэсовцы увозили несколько человек, и те уже никогда в детдом не возвращались. Узнали мы и о том, что первоначально было 150 детей, а к нашей встрече их осталось 26. В Ретцове мы сделали остановку. Зашли в дом, где не было хозяев. Увидев пианино, я стал наигрывать какую-то мелодию. Кто-то из детей, осмелев, попросил: «Сыграйте «По долинам и по взгорьям». После песни мы совсем освоились, и тут же, на крышке пианино, я стал детей переписывать. Самому младшему из них было всего четыре с половиной года, а самой старшей девочке – 13. Не все помнили даже свои фамилии и имена родителей. Едва успел опросить около десятка детишек, как наш повар позвал их всех отведать солдатской еды. И очень кстати: дети были голодны, они почти ничего не ели несколько дней. А потом мы уехали: задание никто не отменял. С той поры я не мог успокоиться: надо же было срочно заняться поиском родных, отправкой ребятишек на Родину. Уже в мае я сообщил данные из своего блокнота в газеты «Красная Звезда» и «Пионерская правда», а также в Бугуруслан, где находилось в ту пору центральное бюро розыска. Но положительных ответов не получил. Видно, очень уж скудными данными я располагал. Только много позже нашёл я кое-кого. Все-таки нашёл. Помогла газета «Известия», где я тоже напечатал список встреченных детей. Газета эта попала в руки мачехи одной из девочек – Люды Руденковой, и брат её написал письмо в Обнинск, где в ту пору Людмила уже жила с семьёй. (Муж её – летчик, офицер. Стал офицером и служил на флоте сын, а дочь преподавала детворе музыку.) Людмила Ивановна откликнулась немедленно. Написала в «Известия». С тех пор женщина эта стала непременной участницей всех ежегодных встреч воинов-ветеранов нашей 82-й дивизии. А я руководил этими встречами, был их инициатором и вёл переписку со всеми, о ком смог узнать».

Днём 6 мая 1945 года части дивизии вышли на восточный берег реки Эльба в районе Ноейнмарк, Любарс и установили связь с 9-й американской армией. Славный боевой путь дивизии был окончен. 29 мая 1945 года дивизия была расформирована согласно директивы Ставки ВГК № 11095 командующему войсками 1-го Белорусского фронта «О переименовании фронта в группу советских оккупационных войск в Германии и её составе». Войска дивизии были обращены на доукомплектование войск группы.

За период с начала ноября 1941 по 6 мая 1945 года 82-я Ярцевская Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова дивизия прошла с боями более 3000 километров, при этом овладела 2483 населёнными пунктами, в том числе десятками городов. За это же время части дивизии уничтожили десятки тысяч гитлеровских солдат и офицеров, захватили 13261 пленного. Воины дивизии уничтожили огромное количество вражеской боевой техники, захватили богатые трофеи: 42 самолёта, 115 танков, 28 бронетранспортёров, 423 орудия разных калибров и систем, 27 самоходных установок, 125 миномётов, 573 станковых и 164 ручных пулемёта, 376 автоматов, 11842 винтовки, 2127 грузовых и легковых автомашин, 1557 мотоциклов, 2500 пистолетов, 124 склада с боеприпасами, горючим, склады с продовольствием, сотни паровозов, мотовозов, несколько сот железнодорожных вагонов и много другого имущества.

Наум Ефимович Цейтлин закончил войну сержантом. Первое, что он сделал, вернувшись с войны, – снова оформился на работу в Московский Дом пионеров и… пошёл в Архитектурный институт, чтобы отыскать своих воспитанников. Встретили Наума Ефимовича с распростёртыми объятиями. И он сразу принялся за любимое дело. Но постепенно стал не просто руководителем кружков, а увлёкся пропагандой преподавания ручного труда в школе. До 1964 года был научным сотрудником НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР. Помимо научной важное место в творчестве Н.Е. Цейтлина занимала организационно-педагогическая деятельность: участие в работе Научно-методического совета Министерства просвещения СССР, учёного совета Института политехнического и трудового обучения. Наум Ефимович активно сотрудничал с газетами «Пионерская правда», «Пионер», «Вожатый», публиковал статьи в журналах «Советская педагогика», «Народное образование», «Начальная школа» и др.

С 1960 по 1977 год Наум Ефимович работал в МГПИ имени В.И. Ленина, был старшим преподавателем методики трудового обучения школьников на Факультете начального образования, затем доцентом кафедры методики начального обучения (существовала на факультете до 1992). Он занялся научной работой и обучением учителей – будущих преподавателей ручного труда. Написал и опубликовал множество книг, наглядных пособий. Все они посвящены важнейшей теме – организации трудового воспитания детворы. Книги эти издавались не только в России и других республиках СССР, но и во многих зарубежных странах. Ряд статей о политехническом и трудовом обучении в школе публиковала на разных языках ЮНЕСКО. Н.Е. Цейтлин был сотрудником и учеником М.Н. Скаткина.

Только после второго инфаркта Наум Ефимович ушёл на пенсию в 1977 году. Впрочем, отказался лишь от платной работы, а не от общественной. Н.Е. Цейтлин и в боевых условиях вёл картотеку и архив своего 795-го артиллерийского полка 82-й Ярцевской орденов Красного Знамени, Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Он знал, где кто погиб и где похоронен. Много лет он собирал данные об однополчанах, вёл с ними переписку, разыскивал пропавших без вести, был заместителем председателя Совета ветеранов 82-й Ярцевской дивизии. Спустя много лет после войны к нему обращались дети и внуки, разыскивающие своих отцов и дедов. Он разыскивал детей Ретцовского донорского детского дома.

Наум Ефимович всё время жил в Москве, а последние 5 лет – в Санкт-Петербурге, куда перевезла его дочь Стелла Наумовна (выпускница историко-филологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, лингвист, доктор филологических наук, профессор РГПУ имени А.И. Герцена, основоположник научной школы российской онтолингвистики).

Н.Е. Цейтлин был награждён орденами Отечественной войны I (06.04.1985) и II (17.05.1945) степени, Красной Звезды (26.02.1945); медалями «За отвагу» (13.10.1944), «За боевые заслуги» (19.04.1943), «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», «В память 800-летия Москвы», юбилейными медалями.

Скончался Наум Ефимович 26 сентября 2004 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Источники:

https://www.moypolk.ru/soldier/ceytlin-naum-efimovich

-ЦАМО. Фонд 33. Опись 686044. Единица хранения 1293.

-Память народа: https://pamyat-naroda.su/awards/19325359

-ЦАМО. Фонд 33. Опись 686196. Единица хранения 1460.

-Память народа: https://pamyat-naroda.su/awards/23752783

https://origin-production.wikiwand.com/ru

http://interlibrary.narod.ru/GenCat/GenCat.Scient.Dep/GenCatHisdoc/Bookalive/9020000113/9020000113.htm

-Память народа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1422247081/

-Дорога памяти: https://1418museum.ru/heroes/12901827/

https://www.personalhistory.ru/papers/082sd.htm

https://www.rkkawwii.ru/division/82sdf2

-И.Ф. Аврамов. 82-я Ярцевская. – М.: Воениздат, 1973.

 

От имени участников рубрики «Вспомним всех поимённо» благодарим за содействие в подготовке материала Стеллу Наумовну – дочь Н.Е. Цейтлина, выпускницу историко-филологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, профессора РГПУ имени А.И. Герцена; Викторию Львовну – внучку Наума Ефимовича, ведущую страницу своего дедушки на сайте «Бессмертный полк, Москва».

 

Материал подготовили: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий;

А.Е. Хлудов – главный хранитель музейных предметов Музея истории МПГУ.

16 / 12 / 2021

Показать обсуждение