Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Наума Григорьевича Наровлянского (4.12.1921 – 25.08.2001)

Новости МПГУ

Наум Григорьевич Наровлянский – ветеран-участник Великой Отечественной войны, работал в Московском государственном заочном педагогическом институте, заведовал кафедрой основ экономической теории, доктор экономических наук, профессор.

Н.Г. Наровлянский родился 4 декабря 1921 года в городе Куйбышеве.

После окончания средней школы, в 1939 году, Наум был принят в военное училище и в мае 1941 года досрочно окончил его в звании лейтенанта. Наум Григорьевич вспоминал: «Грозовой запах войны ощущался все острее и острее. Фашисты продолжали свое победоносное шествие по Европе и вплотную подошли к нашим границам. Мы, молодые офицеры, знали, что война возможна, но никто не мог и предположить, что она так близка. Когда началась война, мне не было и девятнадцати. Сегодня я, закрывая глаза, вижу себя опять молодым мальчишкой в новенькой гимнастерке с двумя кубарями в петлицах, только что получившим назначение на должность командира взвода в 21 танковую дивизию».

Свое первое боевое крещение молодой лейтенант Наровлянский получил 23 июня на совет­ско-финской границе, где 21-я танковая дивизия преградила наступление финнов на Ленинград. Вскоре ди­визия с боями вышла к Пскову и Покрову. На этом направлении пришлось вести ожесточенные и неравные схват­ки с превосходящим по силе противником. В качестве начальника шта­ба танкового батальона Науму Григорьевичу довелось в 1942 году участвовать в наступлении на Калининском фронте, освобож­дать города Калинин (Тверь), Ржев, Великие Луки, Торопец.

Об одном из фронто­вых эпизодов Наум Григорьевич рассказывал так: «В сентябре 1943 года была сформирована ударная группа в составе нескольких тан­ковых бригад, куда входил и наш батальон. Мне, новоиспеченному капитану, было поручено возгла­вить передовой подвижный отряд прорыва, который в своем составе имел танковую роту, роту авто­матчиков, взвод саперов, отделе­ние противотанковых ружей. При отряде находились и офицеры связи от авиации и артиллерии для поддержки наших действий, если в этом возникнет необходимость. Командованием была поставлена задача: прорвать передний край обороны войск противника, войти в прорыв и проселочными дорогами зайти на 60 километров в тыл врага, подойти к городу Невель, а там, заняв исходную позицию, поддержать наступление основной группы наших войск.

Рано утром 4 сентября ар­мейская артиллерия открыла массированный огонь по перед­нему краю немецкой обороны. Артподготовка продолжалась ровно час. Я приказал экипажам танков приготовиться к бою, а всем другим разместиться на броне танков и в автомашинах, приданных нам. Сам я тоже сел с автоматчиками на броню тан­ка, чтобы личным примером под­держать бойцов и лучше ориентироваться на местности. Начался бой – головной отряд пошел на штурм. Противник ожесточенно оборонялся. Стрелял из минометов, пулеметов и пушек. Его передний край оказался заминированным. Мы не могли его атаковать, и создалась сложная боевая обстановка, угрожающая срыву боевого задания. В этих условиях я принял единственно правильное решение. Я решил воспользоваться сложным рельефом местности: справа оказал­ся овраг. Я приказал танкистам на полной скорости войти в ов­раг и продолжить движение по его дну. Дно оврага не простре­ливалось, и нам удалось не только подойти к позициям про­тивника, но и выйти ему в тыл. Танкисты с ходу подавили четырехорудийную батарею немцев, а автоматчики стали с тыла стрелять по окопам врага. Фа­шисты в панике побежали.

Громя заслоны немцев, наш отряд на высокой скоро­сти проселочными дорогами стремительно продвигался вперед и своим внезапным появлением в тылу приводил в смятение отступающего врага. В течение одного толь­ко дня наш отряд с боями про­рвался к городу Невель и за­нял намеченные позиции. В ходе этой операции было ос­вобождено около пятнадцати сел и деревень, подавлено несколько опорных пунктов немецкой обороны. Особенно радовались бойцы тому, что мы освободили целую колон­ну советских людей, которых гитлеровцы под конвоем уго­няли в Германию.

К ночи на занятые нами ис­ходные рубежи вышли основ­ные силы ударной группы войск. Утром я получил приказ вновь вступить в бой. Основ­ным частям наших войск было поручено освободить город. В этом бою я был тяжело ранен».

После полугодового лечения в госпитале, Наум Григорьевич был уволен из ар­мии 20 апреля 1944 года. Вскоре он поступает на экономичес­кий факультет МГУ. С 1953 го­да стал работать в Ярославском го­сударственном педагогическом институте имени К.Д. Ушинского. Там стал доцентом, профессо­ром, заведующим кафедрой политэкономии. В 1970 году защи­тил докторскую диссертацию, а в 1980 году перешел на работу в Московский государственный открытый педагогический ин­ститут (МГЗПИ, в последующем – МГОПУ имени М.А. Шолохова), стал заведующим кафедрой основ экономической теории. За годы работы написано и опубликовано более 100 науч­ных работ. Под его руковод­ством более тридцати аспиран­тов и соискателей подготовили и защитили кандидатские диссертации.

Наум Григорьевич за боевую и трудовую доблесть был награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной звезды; медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями.

Скончался Наум Григорьевич 25 августа 2001 года.

Добрая память о Науме Григорьевиче сохранится в истории ветеранской организации университета.

 

PS: Наша благодарность сотрудникам редакции газеты «Педагог» (№2, февраль 2001 года) за опубликованные воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Наума Григорьевича Наровлянского. 

Материал подготовили: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

Фото: С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

 

04 / 12 / 2020

Показать обсуждение