Павленко Николай Иванович – ветеран-участник Великой Отечественной войны, выдающийся российский учёный-историк, крупнейший специалист по истории России XVII-XVIII веков, писатель, член Союза писателей СССР, Заслуженный деятеля науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, Почётный гражданин города Ейска.
Николай Иванович Павленко родился 15 февраля 1916 года в станице Уманская Ейского отдела Кубанской области (ныне – станица Ленинградская Краснодарского края) в семье потомственного казака. Его отец – Иван Григорьевич – был портным, а мама, Наталья Григорьевна, занималась домашним хозяйством.
С 1924 по 1930 год Николай Иванович учился в школе. В 1930 году семья из станицы Уманской переезжает в Ейск, жила на Краснодарской улице в доме №175. Николай продолжил учёбу до 1932 года в первой девятилетней советской трудовой школе (ныне в этом здании – МБОУ СОШ №2 г. Ейска), которая была преобразована в 1931 году в педагогический техникум. С 1932 по 1933 год он обучается в педагогическом техникуме, созданном на базе старших классов.
Николай Иванович вспоминал:
1. «Распорядок моего дня в школьные годы был установлен отцом. Со времени учебы в начальной школе он запретил маме обременять меня домашними и хозяйственными поручениями. Моя единственная обязанность состояла в выполнении домашних заданий, после чего я волен был проводить время по своему усмотрению – читать или играть с приятелями. Не раз отец напоминал мне: «Будешь плохо учиться – вручу тебе иголку», то есть в этом случае мне светило обучение портняжному мастерству. Наказание иголкой меня нисколько не пугало, но и без лишних внушений я овладевал школьными премудростями без всякого напряжения».
2. «В то время в стране в рамках культурной революции вводилось обязательное семилетнее образование, и потребность в квалифицированных кадрах педагогов была остра. Закончив школу с одной четверкой, я получил назначение в неполную среднюю школу преподавателем истории, географии и физкультуры, а поскольку высшего образования не было, я был направлен учиться заочно на исторический факультет в пединститут Ростова-на-Дону».
С 1934 по 1936 год трудовая деятельность Николая Ивановича проходила в качестве учителя истории и географии в неполной средней школе в станице Копанской, а с 1934 по 1936 год – учителя в селе Екатериновка Краснодарского края, одновременно обучаясь на заочном отделении исторического факультета Ростовского педагогического института. Преподавал среди красноармейцев в летних лагерях, расположенных на территории Дубовой рощи Ленинградского района. После перевода (август 1936) с третьего курса заочного отделения Ростовского педагогического института продолжил обучение в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ), который окончил с отличием в 1939 году.
В 1939 году Н.И. Павленко был зачислен в аспирантуру, но занятия наукой пришлось отложить, поскольку пришла повестка из военкомата с призывом на службу в рядах Красной Армии – сначала рядовым, а позже офицером. С 1939 по 1941 год воинская служба проходила в войсках связи Красной Армии в Забайкальском военном округе, недалеко от границы с Манчжурией, где его и застала война. С 1941 по 1945 год – на фронте служил командиром кабельно-шестового взвода 128-й отдельной кабельно-шестовой роты в звании лейтенанта. После окончания Великой Отечественной войны, с 1945 по 1946 год служба в войсках связи Забайкальского военного округа была продолжена.
В 1946 году, после демобилизации из действующей армии, бывший уже командир роты, капитан запаса Павленко Николай Иванович вернулся в аспирантуру Московского историко-архивного института. Его научным руководителем был А.А. Новосельский. Своими учителями Николай Иванович называл академика С.Г. Струмилина, профессоров Б.Б. Кафенгауза и В.К. Яцунского. Весь 1948 год проработал в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА). В 1949 году Н.И. Павленко отправился в Свердловск, чтобы подробно ознакомиться с материалами по истории сибирских и казанских заводов.
Н.И. Павленко вспоминал: «Днем я в почетном звании единственного читателя трудился в читальном зале – крохотной комнатке с четырьмя столами. К вечеру освобождалась комната канцелярии, и там, обычно под мелодичный храп сторожа, я работал часов до двух ночи. К 11 утра я уже восседал в читальном зале, и мой рабочий день, за вычетом перерыва на обед, длился не менее 13 часов. Об этих мучениях я ничуть не сожалею – из фонда канцелярии главного правления сибирских и казанских заводов я извлек очень важную для диссертации информацию, недоступную в столице».
В 1949 году Николай Иванович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Берг-коллегия. 1719-1742 гг. Организация управления металлургической промышленностью в первой половине XVIII в.». Работал в Институте истории АН СССР, с которым связан значительный этап в жизни историка. Важнейшие научные работы были созданы именно в этот период. В 1952 году завершил работу над монографией, ставшей усовершенствованным вариантом кандидатской диссертации. Рекомендованная к печати рукопись называлась не «Берг-коллегия в 1719-1742 годах», а «Развитие металлургической промышленности России в первой половине XVIII века» с подзаголовком «Промышленная политика и управление». Кандидатская работа была перепрофилирована, изменился и объем рукописи – с 20 до почти 34 печатных листов.
В 1952 году Н.И. Павленко был назначен соредактором тома «Очерков истории СССР», посвященного петровским преобразованиям, а в 1954 году начал педагогическую деятельность в Московском государственном педагогическом институте (МГПИ) имени В.И. Ленина. В 1963 году защитил докторскую диссертацию по теме «История металлургии в России XVIII в.: Заводы и заводовладельцы».
С 1969 по 1975 год Николай Иванович стал заведующим сектором источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Института истории АН СССР. 24 февраля 1975 года сектор Павленко был расформирован, после чего учёный покинул Институт истории СССР (07.1975) и перешёл на работу в МГПИ имени В.И. Ленина. Документ той поры гласил: «Сектор источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, – гласит он, – в структуре Института истории СССР с 24 февраля 1975 г. не числить. Его руководителю объявить благодарность за работу, проведенную им до 24.11.1975 г.».
С 1975 по 1990 год Николай Иванович был профессором МГПИ имени В.И. Ленина. Этот период знаменателен тем, что из под его пера выходят многочисленные труды: монография «Пётр Первый» (М., 1975. Переиздана в 1976, 2000, 2005, 2007, 2010); «Александр Данилович Меншиков» (М., 1981, 1983, 1989); «Птенцы гнезда Петрова». (М., 1984, 1988, 1989, 1994); «Пётр Великий» (М., 1990, 1994, 1998); «Страсти у трона» (М., 1996); «Соратники Петра» (М., 2001, в соавторстве с О.Ю. Дроздовой и И.Н. Колкиной); «Анна Иоанновна. Немцы при дворе» (М., 2002); «Михаил Погодин: Жизнь и творчество» (М., 2003); «Меншиков» (2-е изд. М., 2005); «Пётр II» (М., 2006); «Екатерина Великая» (М., 2007); «Царевич Алексей» (М., 2008); «Лефорт» (М., 2009). В 1987 году он стал членом Союза писателей СССР. В 1990 году, после выхода на пенсию, Н.И. Павленко испытал глубокое разочарование в ситуации, которая сложилась и в стране, и профессиональном сообществе историков в 90-е годы ХХ века. Выход из сложного финансового положения Николай Иванович нашел благодаря собственному таланту и трудолюбию, плодотворной научной деятельности.
Николай Иванович так вспоминал о пережитом:
1. «Меня и мою семью спасли от нищеты три обстоятельства. Во-первых, как ветеран Великой Отечественной войны я получил повышенную пенсию. Во-вторых, я имею несчастье принадлежать к трудоголикам, к праздной жизни не привык до сих пор и непременно должен быть при деле. Честно признаюсь, что отдыхать я не умею – в санаторий всегда брал с собой все материалы, необходимые для работы. И в-третьих, Всевышний наградил меня таким стилем, что мои сочинения могут читать не только историки-профессионалы, но и прочие образованные люди: учителя, врачи, инженеры – то есть все, кто интересуется отечественной историей. Я никогда не испытывал трудностей в поисках издательств, наоборот, некоторых из них сами меня разыскивали и предлагали свои услуги».
2..Всю жизнь Николай Иванович обладал фантастической работоспособностью. Это качество он не утратил и в весьма зрелые годы. Разделив период своего творчества в пенсионный период на два этапа, рубежом которых стал 2007 год (в это время возникли сложности со здоровьем, изменившие общий уклад жизни историка), Павленко четко описал график своего рабочего дня: «До инфаркта я неизменно работал по 5-6 часов в Исторической библиотеке, являясь туда к открытию в 9 утра и отбывая в 3 часа дня… В библиотеке я собирал материал для монографий, а будучи на даче с мая по сентябрь, писал тексты».
3. Размышляя о результатах своего многолетнего труда историка и преподавателя, Н.И. Павленко отметил следующее: «…Хочу выразить отношение к своему продолжительному жизненному пути и ответить на вопрос, готов ли я его повторить или захотел бы поменять что-то существенное. Принужден отметить, что я отношусь к числу везунчиков, которым удалось шагать по жизни, не испытывая труднопреодолимых препятствий… После защиты кандидатской диссертации, написанной под руководством опытного исследователя, я оказался в квалифицированном коллективе, совершенствовал свои научные навыки и заимел там хороших друзей, обрел заботливую супругу. Себя оцениваю, как исследователя добросовестного, а судя по тиражу опубликованных книг, отношусь к числу самых читаемых в стране историков. Так было и в начале 2010-х годов, когда писались эти строки, так дело обстоит и сегодня…».
4. Николай Иванович так характеризовал своих героев: «Все они тянули лямку в одной упряжке, подчинялись одной суровой воле и поэтому должны были сдерживать свой темперамент, а порой и грубый, необузданный нрав. В портретных зарисовках каждого из них можно обнаружить черты характера, свойственные человеку переходной эпохи, когда влияние просвещения еще не сказывалось в полной мере. Именно поэтому в одном человеке спокойно уживались грубость и изысканная любезность, обаяние и надменность, под внешним лоском скрывались варварство и жестокость. Другая общая черта – среди видных сподвижников царя не было лиц с убогим интеллектом, лишенных природного ума. Наконец, бросается в глаза общность их судеб: карьера почти всех героев книги трагически оборвалась».
5. «Всевышний наградил меня таким стилем, что мои сочинения могут читать не только историки-профессионалы, но и прочие образованные люди: учителя, врачи, инженеры – то есть все, кто интересуется отечественной историей».
9 июня 2016 года Николай Иванович скончался. Прощание с выдающимся историком проходило 15 июля в ритуальном зале Центральной клинической больницы (ул. Маршала Тимошенко, д. 25). Похоронен Н.И. Павленко в Москве на Троекуровском кладбище (участок 26).
Н.И. Павленко за ратное и научно-педагогическое служение удостоен наградами: орденами Отечественной войны II степени (11.03.1985), Красной Звезды (28.08.1945), Почёта (15.02.2006), Петра Великого I степени за заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки; медалями «За победу над Японией», «В память 850-летия Москвы», юбилейными медалями, Серебряной медалью Березовского фонда памяти А.Д. Меншикова; Почётным знаком МПГУ «За заслуги» (2016). Решением Совета муниципального образования Ейский район МБОУ СОШ №7 города Ейска было присвоено звание «Школа имени историка, профессора Н.И. Павленко» (27.01.2016).
Образ Николая Ивановича Павленко в памяти коллег и учеников:
1. «Он был светочем исторической науки, человеком беззаветно ей преданным. У него непростая судьба, в том числе и академическая, но, несмотря на это, он всегда оставался верен своей звезде. …Трудно переоценить его научное значение. Николай Иванович одним из первых начал серьёзно заниматься проблемой истории развития промышленности. Хотя в первую очередь он стал классиком в жанре исторического портрета, начиная от Петра I и включая практически всех русских монархов XVIII века, а также их сподвижников. Всё это принадлежит его замечательному прекрасному перу исследователя и писателя. У него есть также книги об историках. Он написал в своё время монографию о Михаиле Погодине, которого очень ценил. Широта его кругозора, уважение к источнику, трудолюбие, знание эпохи и деталей – всё это помогало воссоздать на страницах его блестящих, выдающихся трудов атмосферу эпохи и человека в этой эпохе. Да и сам Николай Иванович – эпоха. Вся его жизнь является свидетельством того, что главное в истории – это человек» // Лубков А.В. Николай Иванович Павленко (1916-2016): Вспоминают коллеги и ученики. – Историк. Журнал об актуальном прошлом. – 2016.
2. «Если говорить о Николае Ивановиче как о человеке, то, конечно, как и всякий одарённый человек, он обладал весьма непростым характером. У него было своеобразное чувство юмора, был довольно скуп на похвалу. Всегда жёстко оценивал работы своих коллег. Но эта строгость во многом была оправдана. Армия нерадивых и недалёких историков в Перестройку и 90-е годы колоссально пополнилась. Явление историков-конъюнктурщиков настолько стало массовым, что Павленко даже придумал для них специальный термин – «локтеведы». Это словечко теперь в активном употреблении у историков-профессионалов» // Спицын Е.Ю. Памяти Николая Павленко. – Завтра. – 20.06.2016.
3. «…полемичность была и осталась характерной чертой научной манеры Николая Ивановича как исследователя. При этом, как не раз отмечали коллеги, полемистом он был острым и напористым. Отстаивая выдвинутые им положения, Н.И. Павленко неизменно привлекал весь доступный ему конкретно-исторический материал и теоретические обоснования, стремился использовать в ходе дискуссии всю возможную аргументацию. …Не продолжая далее перечень всего того, что было сделано профессором Н.И. Павленко как ученым, профессиональным писателем, методистом и новатором школьного и вузовского образования, отметим, что во всех сферах он проявил себя как высококлассный специалист, требовательный и доброжелательный учитель, наставник молодежи // Модоров Н.С. Николаю Ивановичу Павленко 100 лет. – Мир Большого Алтая. – №2. – 2016.
4. «Испытываешь удивительное чувство, когда выпадает возможность говорить о живом классике… Для нас Николай Иванович – личность библейская, значимая в научном, педагогическом и человеческом плане… Николай Иванович принадлежит к числу тех историков, которым открылся исторический процесс. Он имеет собственную концепцию, а у нас есть возможность изучать ее в учебниках, написанных с его участием и под его редакцией» // Лачаева М.Ю. Из доклада «Николай Иванович Павленко – мастер исторической портретистики» на заседании Круглого стола. – 2016.
5. «…мы были покорены не просто глубиной познаний своего научного руководителя, но и тем терпением и практически родительской заинтересованностью, с которыми он возился с нами, открывая секреты ремесла историка, буквально за руку отводя в архив и тратя часы, а то и дни на объяснение, как надо работать с источниками. Ученики Павленко, мы между собой звали его «дедом» и гордились тем, что именно «наш дед» всегда называет белое белым, а чёрное чёрным, имеет мужество говорить правду не только «на кухне», где вся советская интеллигенция 1960–1980-х высказывалась достаточно смело, но и «у станка», на своём рабочем месте, в том числе на научных советах и партсобраниях. Смелость быть самим собой, как и здоровое чувство самоиронии, никогда не покидали Николая Ивановича» // Черникова Т., Андреев И. Путь историка. – Историк. Журнал об актуальном прошлом. –2016.
6. «В чем же секрет человеческого и профессионального долголетия историка Павленко? Он из тех людей, которым суждено было стать “свидетелями века”, – пережитые им исторические эпохи уже в прошлом, а яркий и наблюдательный носитель памяти о них по-прежнему с нами. В том-то и неповторимая прелесть этих интереснейших воспоминаний, которые вобрали в себя обширную эпоху от Гражданской войны (это первые эпизоды, которые автор сохранил в памяти чуть ли не в трехлетнем возрасте) до первого десятилетия XXI века» // Юрий Борисёнок. Столетие осмысленно и мудро. – Российская газета. – №31. – 15.02.2016.
Добрая память о Николае Ивановиче Павленко сохранится в памяти всех тех, кто многие годы был с ним рядом, а также ветеранской организации МПГУ.
П.С.: Большое спасибо Владимиру Николаевич Павленко (сыну Николая Ивановича) за предоставленные фотографии и материалы.
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ;
В.С. Карпачёв – помощник директора Института истории и политики МПГУ;
Ю.В. Романов – старший преподаватель кафедры методики преподавания истории
Института истории и политики МПГУ;
Фото: А.В. Рузаев – фотокорреспондент газеты «Педагогический университет».
При написании статьи были использованы следующие источники:
-Павленко Н.И. Воспоминания историка. – М.: Памятники исторической мысли, 2016;
-В России надо жить долго… К 100-летию историка Николая Ивановича Павленко;
-Известному российскому историку Николаю Ивановичу Павленко исполняется 100 лет;
-Профессору Николаю Ивановичу Павленко исполнилось 100 лет;
-В Институте истории и политики прошло заседание круглого стола, посвящённого 100-летию Н.И. Павленко;
–https://mpgu.su/scientists/pavlenko-nikolay-ivanovich/;
– https://priazovka.ru/obshhestvo/19805;
–https://mpgu.su/novosti/professoru-nikolayu-ivanovichu-pavlenko-ispolnilos-100-let/;
–https://rg.ru/2016/02/15/istorik-nikolaj-pavlenko-izdal-novuiu-knigu-k-svoemu-stoletiiu.html;
–https://историк.рф/special_posts;
–https://rg.ru/2016/02/15/rodina-pavlenko.html;
–https://www.eiysk.ru/news/view/53217;
–https://gvardiya.ru/authors/pavlenko-nikolay-ivanovich;
–http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/pavlenkoni.php;
–https://zavtra.ru/blogs/pamyati-nikolaya-pavlenko;
–http://nsn.fm/hots/na-101-m-godu-zhizni-umer-izvestnyy-istorik-i-pisatel-nikolay-pavlenko.php.