Пётр Саввич Кузнецов – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, лингвист, один из основателей Московской фонологической школы, специалист в области фонологии, морфологии, типологии, истории русского языка, диалектологии, африканистики, профессор 2-го МГУ – Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.
П.С. Кузнецов родился 20 января / 01 февраля 1899 года «в руднике на Богодуховской балке Усть-Хопёрского округа области войска Донского» (ныне – Донецкая область). Своих настоящих родителей Пётр Саввич не знал. В автобиографии он писал, что «Мать моя работала сиделкой в больнице, говорят, была очень красива и хорошо пела. Её муж, а мой отец по метрике, крестьянин Воронежской губернии, фактически моим отцом не был. Во время моего рождения он был в солдатах, а мать моя сошлась с известным в то время земским врачом и общественным деятелем».
Этот врач передал Петра в возрасте 9 месяцев на воспитание в Харьков в бездетную семью своего друга, адвоката Владимира Семёновича Дубенского. Усыновили его без передачи фамилии, т.к. для передачи фамилии тогда необходимо было подать прошение царю, а они по принципиальным соображениям не хотели обращаться к царю. Когда Петру Саввичу было 4 года, Дубенский умер, и мальчика воспитывала приёмная мать, учительница Матильда Исидоровна Дубенская. В 1906 году они переехали в Москву, где жили в одной квартире с подругой Матильды Исидоровны, Верой Яковлевной Колмогоровой, и усыновлённом ею родным племянником Андреем – будущим академиком-математиком А.Н. Колмогоровым. П.С. Кузнецов и А.Н. Колмогоров остались друзьями на всю жизнь.
В детстве Пётр Саввич много болел, а потому известный психиатр В.П. Кащенко считал, что Кузнецов вряд ли сможет окончить гимназию. Однако поступив в 1910 году в гимназию А.Е. Флёрова, а со второго класса перейдя в гимназию Е.А. Репман, Петр Саввич окончил к весне 1918 года гимназию с отличием. В своих неопубликованных «Воспоминаниях» П.С. Кузнецов с большой любовью и благодарностью вспоминает тех гимназических учителей, которым он обязан своим общим развитием и специальными интересами. Это – Т.В. Сапожникова (русский язык и литература), К.Г. Локс (те же предметы в старших классах), С.Н. Нюберг (латинский язык и история), Н.А. Строганова (французский язык), Н.А. Глаголев (математика), Э.К. Эпик (космография) и др.
В гимназические годы Петру Саввичу повезло и с товарищами – это все впоследствии известные люди: академик А.Н. Колмогоров, переводчик М.В. Вахтерова, будущий физик Н.Д. Нюберг (специалист по цветоведению), генетик Д.Д. Ромашов, художник С.Н. Мусатов и другие.
По окончании гимназии Петр Саввич поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, там он слушал лекции М.М. Покровского, Д.М. Петрушевского, М.К. Любавского, М.М. Богословского, Р.Ю. Виппера, П.Н. Сакулина, Г.И. Челпанова и Г.Г. Шпета. На этих занятиях он познакомился с Б.Н. Граковым, впоследствии известным археологом.
К весне 1919 года Петр Саввич ознакомился с планами специального отделения сравнительного языковедения и собирался перейти туда. Но в это время кончились «отсрочки от военной службы» студентам, и Петр Саввич стал на долгие годы военным. В июне 1919 года попал во 2-ую Московскую запасную тяжёлую артиллерийскую бригаду, сначала на Ходынском поле, а далее на Петроградский фронт. Там был назначен в 1-й гаубичный артиллерийский дивизион Карельский артиллерийский участок. Некоторое время он был «запасным канониром», а позднее его «взяли в канцелярию, так как тогда грамотных людей было мало». Там он работал переписчиком и к тому же преподавателем грамоты и математики, что, очевидно, было дебютом Петра Саввича на педагогическом поприще. В этом дивизионе он прослужил свыше трёх лет (до поздней осени 1922 года) сначала в 3-й бригаде, а затем в управлении дивизиона. Во время «увольнительных» и командировок Петр Саввич часто бывал в Петрограде, где познакомился с пестрым составом населения тогдашнего Питера – от посетителей ночлежек на Лиговке до салона какой-то бывшей герцогини. Тогда же он познакомился с художниками, скульпторами и даже с самим мэтром поэзии – Н.С. Гумилевым. После возвращения из госпиталя в мае 1922 года, Пётр Саввич вернулся в свой дивизион. После сбора началось переформирование и слияние различных частей, что привело к упразднению его должности и назначению на броненосец №18 «Стерегущий», стоявший на Мурманской дороге, на станции Званка, где он прослужил с конца 1922 до начала осени 1923 года. После лагерного сбора П.С. Кузнецов был переведен в гарнизон Шлиссельбургской морской крепости.
Демобилизовавшись в октябре 1923 года, Петр Саввич вернулся в Москву и перешел в Брюсовский литературный институт, где учился в 1923-1924 годы, а в 1924-1925 годы – в Институте слова. Параллельно он служил библиотекарем в библиотеке-читальне имени Герцена (Петровские линии). За время пребывания в Брюсовском институте Петр Саввич познакомился с самим В.Я. Брюсовым, с Ю.М. Соколовым, М.А. Петровским. А в Институте слова регулярно слушал Д.Н. Ушакова, читавшего русскую фонетику в связи с орфоэпией, а также Б.А. Грифцова, С.И. Радцига, И.Н. Розанова, М.А. Рыбникову, но это все еще не была лингвистика, а «словесный цикл (т.е. литературоведческий)», как он сам пишет. Во время этого «литературоведческого периода» Петр Саввич ходил слушать в 1-й МГУ лекции по математике Н.Н. Лузина, по астрономии С.Н. Блажко, а также и лингвистов: М.Н. Петерсона, А.М. Селищева. Там он познакомился с будущими известными лингвистами, а тогда еще студентами – Р.И. Аванесовым, В.Н. Сидоровым, В.И. Лыткиным.
После закрытия Института слова в 1925 году Петр Саввич перевелся во 2-й МГУ, где слушал курсы М.В. Сергиевского, Н.М. Каринского и некоторых других лингвистов. Но утилитарно педагогический уклон с узким наименованием «Агропедагогический факультет» не мог удовлетворить Петра Саввича, который к этому времени «собирался специализироваться по сравнительному языкознанию», и именно «нa базе славяно-русского языкознания». Поэтому в 1926 году он подал на экстернат в 1-й МГУ. Для дальнейшего роста Петра Саввича как лингвиста в это время были важны: занятия санскритом у М.Н. Петерсона (а самостоятельно по учебнику Кнауэра он занимался этим еще с 1923 года, но тогда дело у него «далеко не пошло») и начало работы в Московской диалектологической комиссии, где председателем тогда был Д.Н. Ушаков, а секретарем – И.Г. Голанов. В 1926 году Петр Саввич начал заниматься в рукописном отделе Исторического музея древнерусскими рукописями, где он познакомился с академиком М.Н. Сперанским, М.В. Щепкиной и фольклористом А.Д. Седельниковым, будущим академиком А.С. Орловым; вскоре состоялось знакомство с Р.О. Шор и А.И. Смирницким.
Летом 1926 года Петр Саввич совершил свою первую диалектологическую поездку в район Кирилловского и Ферапонтова монастырей (в дальнейшем Петр Саввич ездил в диалектологические экспедиции регулярно и неоднократно), о результатах поездки он доложил в Диалектологической комиссии. В 1927 году, после сдачи всех университетских экзаменов, он заканчивает дипломную работу «К исторической фонетике ростово-суздальских говоров» под руководством Д.Н. Ушакова (12/24.01.1873 – 17.04.1942, Боткинское кладбище Ташкента). Так, наконец, определился Петр Саввич Кузнецов как лингвист.
В 1929 году материал о диалектологической экспедиции Петра Саввича на Верхнюю Пинегу был опубликован в «Отчете…» Московской диалектологической комиссии за 1928 год. С 1928 по 1930 год Петр Саввич в аспирантуре. Для молодых ученых это было очень трудное время. Гуманитарным сектором Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) руководили представители вульгарного материализма (В.М. Фриче, В.Ф. Переверзев, М.Н. Покровский) и в еще более шаржированной форме – Н.Я. Марр. Петру Саввичу как аспиранту пришлось работать в семинаре Mappa.
За время пребывания в аспирантуре Петр Саввич познакомился с Е.Д. Поливановым, возглавлявшим тогда «лингвистический разряд» РАНИОНа. В своих воспоминаниях Петр Саввич восторгался широтой знаний Поливанова и его чудачествами и экстравагантностями. После окончания аспирантуры (1 января 1931) Петр Саввич был направлен в Смоленский пединститут (где уже с осени 1930 года он преподавал как и.о. доцента); там он вел два курса: «Введение в языкознание» и «Современный русский язык». Кафедрой в Смоленске заведовал Г.К. Данилов. Петр Саввич вступил в эту группировку, а тем самым стал сотрудником Научно-исследовательского института языкознания (НИЯ), где работали А.М. Селищев, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, Н.Ф. Яковлев, Л.И. Жирков, А.М. Сухотин, В.А. Артемов, Н.М. Каринский и другие. Практический сектор этого института занимался подготовкой реформы орфографии, изучением телефонной слышимости, нормализацией терминологий.
Параллельно с работой в НИЯ Петр Саввич по приглашению Р.О. Шор преподавал в ЦИПККНО и в Орехово-Зуевском учительском институте. Во время летнего отпуска 1932 года, который Петр Саввич проводил в Одессе, он познакомился с маститым профессором А.И. Томсоном, с которым нашел общий язык в оценке Mappa и сравнительно-исторического метода, но разошелся в отношении фонологии, которой Петр Саввич начал серьезно увлекаться. С 1933 года по инициативе Г.К. Данилова Петр Саввич стал систематически заниматься африканистикой в КУТВ. В следующие годы Петр Саввич знакомится и с другими африканскими языками, участвует в конференциях африканистов, где встречается с Н.В. Юшмановым, Д.А. Ольдерогге, И.Л. Снегирёвым.
В 1933 году и «Языкофронт» и НИЯ были ликвидированы, а Петр Саввич перешел в 1-й Московский государственный институт иностранных языков сначала как сотрудник фонетической лаборатории, а с 1934 года и как преподаватель. С осени 1934 года Р.И. Аванесов пригласил Петра Саввича в Московский городской педагогический институт (МГПИ) имени В.П. Потёмкина, где Петр Саввич получил, наконец, благоприятную научную среду, отвечавшую его склонностям и интересам. Кафедра русского языка этого института была укомплектована в большинстве тогда еще молодыми и интересными лингвистами. Это были: Р.И. Аванесов (заведующий кафедрой), В.Н. Сидоров, Г.О. Винокур, С.Б. Бернштейн, а из несколько более старших – А.М. Селищев, С.И. Бернштейн, А.М. Сухотин, А.Б. Шапиро. Частыми гостями заседаний кафедры были Д.Н. Ушаков, Л.В. Щерба, Л.А. Булаховский, Р.О. Шор. В МГПИ Петр Саввич начал читать курс «Истории русского языка», который продолжил в Московском университете. В дальнейшем он читал и «Старославянский язык» и «Диалектологию», а также «Современный русский язык» и «Историю русского литературного языка».
В 1935 году Петр Саввич был утвержден Наркомпросом в ученом звании доцента, а в 1938 году ему была присвоена ученая степень кандидата филологических наук без защиты диссертации.
В 1939 году Петр Саввич ушел из 1-го МГПИИЯ и по приглашению Д.Н. Ушакова начал преподавать в МИФЛИ, где читал историческую грамматику русского языка и историю русского литературного языка. Это послужило началом дальнейшей работы Петра Саввича в МГУ (МИФЛИ после войны вернулся в лоно МГУ). Перед войной Петр Саввич проделал очень большую работу по проверке этимологии «Словаря иностранных слов». В это время кафедра русского языка МГПИ задумала опубликовать сборник научных трудов. Этот сборник под редакцией Р.И. Аванесова вышел уже во время войны, в 1941 году. В нем были помещены статьи Г.О. Винокура, А.М. Селищева, С.Б. Бернштейна, А.Б. Шапиро, И.С. Ильинской, А.А. Реформатского и П.С. Кузнецова.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году П.С. Кузнецова не взяли на фронт по состоянию здоровья. Петр Саввич с женой и двумя маленькими детьми был эвакуирован в Кудымкар (Коми-Пермяцкий национальный округ), где заведовал кафедрой в Учительском институте и читал, кроме своих обычных курсов, и русский фольклор, и «избранные главы из истории мировой литературы», а также преподавал латынь в медицинской школе. Коми-Пермяцкая тематика была позднее использована Петром Саввичем в его статьях, а в соавторстве с А.М. Споровой составил русско-пермяцкий словарь. В декабре 1943 года Петр Саввич вернулся в Москву, где продолжил свою работу в МГПИ имени В.П. Потёмкина, преподавал на филологическом факультете МГУ. По совместительству в 1943-1960 годах работал в Институте русского языка. С весны 1945 года стал старшим научным сотрудником Института русского языка АН СССР. В 1947 году Петр Саввич защитил докторскую диссертацию в МГУ на тему «Из истории сказуемостного употребления страдательных причастий в русском языке», а в 1948 году получил ученое звание профессора.
Независимо от дискуссии 1950 года Петр Саввич усиленно работал над важнейшими темами фонологии и грамматики, а также подводил некоторые итоги своим диалектологическим записям. С 1960 года – на Отделении структурной и прикладной лингвистики. В 1964 году принимал участие в VII Международном антропологическом конгрессе. Несмотря на седины и года, он был до последних дней все также вдумчив и неутомим, продолжал уточнять свои лингвистические концепции и по-прежнему поражал своей удивительной памятью. В кругу друзей он охотно декламировал строфы на латинском, греческом, санскрите, усвоенные им еще в студенческие годы. Читал он и свои стихи – Петр Саввич писал их смолоду и выработал свой, ему одному свойственный стиль.
Среди основных изданных работ: Яфетическая теория. – М., 1932; У истоков русской грамматической мысли. – М., 1958; Очерки исторической морфологии русского языка. – М., 1959; Русская диалектология. – М., 1960; О принципах изучения грамматики. Материалы к курсам языкознания. – М., 1961; Очерки по морфологии праславянского языка. – М., 1961; Историческая грамматика русского языка: Морфология (В соавторстве). – М., 1965; Опыт формального определения слова // Вопросы языкознания. – №5, 1964; Воспоминания // Московский лингвистический журнал. – №7/1, 2001.
Неприятностей в жизни П.С. Кузнецова хватало. Были и личные несчастья: из четырёх детей двое (первый и третий) умерли от болезней в раннем детстве. Сын Владимир Петрович (15.05.1936-11.12.2014, Востряковское кладбище) – научный сотрудник и журналист, автор книги-воспоминаний «История одной компании» (1995), продолжил творческое дело своего отца. Дочь Татьяна Петровна (21.01.1946) училась на историческом факультете МГУ, специализировалась по археологии (Впоследствии вышла замуж за гражданина Португалии).
Пётр Саввич Кузнецов был награждён орденом «Знак Почёта»; медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», «В честь 800-летия Москвы», юбилейными медалями.
Пётр Саввич Кузнецов скончался 21 марта 1968 года. Покоится на Востряковском кладбище. Со смертью Петра Саввича осиротели его друзья и близкие, его ученики и многочисленные «подзащитные». Осиротела и наша наука – лингвистика.
Источники:
https://biography.wikireading.ru/56385
https://famous-birthdays.ru/data/01_fevralya/kuznetzov_petr_savvich.html
https://danefae.org/pprs/kuznetsov/reform.htm
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.